среда, 21 октября 2015 г.

Российские ЛГБТ+ аутисты. История Алхимика

1) Как вы узнали о том, что вы аутист? Сколько лет вам тогда было? Что вы тогда думали об этом?

На втором курсе (мне было 19 лет) одна моя одногрупница назвала меня аутистом, так, как будто это страшное оскорбление. Для меня это было просто новое слово, и я полез в интернет. Прочитав несколько статьей и пройдя самодиагностику, я посмеялся над собой, подумав, что у меня начинается «синдром медика-третьекурсника» - давайте найдем у себя все расстройства подряд, включая родильную горячку. Об аутизме я узнал с сайтов outfund.ru и aspergers.ru, через них я нашел англоязычный ресурс Autism Speaks. Прочитав несколько статей оттуда, я впал в отчаянье. Аутизм был описан там, как тяжелая патология, и максимум, на что я мог рассчитывать, это более-менее удачно «косить под обычного», что я и делал. Чуть позже выяснилось, что мои родственники и психотерапевт знали о том, что я аутичен, но никогда не говорили мне этого, «чтобы не расстраивать», а на мои вопросы о том, почему же у меня не получается общаться с людьми так же легко, как другим, говорили: «и не получится». В общем, я был раздавлен и близок к самоубийству. Отчаянье продлилось год, за это время было перечитано много материала, он дал мне факты, но не дал мне надежды на лучшее. Потребовалось много размышлений и сил, чтобы принять себя. Я не могу сказать в точности, что произошло раньше – уход от токсичного окружения или самоадвокация. Считаю, что это были параллельные процессы, в которых мне помогли истории аутичных людей, которые не были изначально приняты окружением, не имели каких-то «суперспособностей» (часто наоборот, их считали «отсталыми») и пробивались сами, иными словами, имели стартовые позиции, похожие на мою.

2) Расскажите о вашей сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Я мужчина (фтм трансгендер), насчет сексуальной ориентации затрудняюсь ответить, мой жизненный опыт говорит о том, что я могу влюбиться в человека вне зависимости от е_ё гендера.





3) Был ли у вас период, когда вы отрицали свою сексуальную ориентацию/гендерную идентичность? И был ли у вас период, когда вы отрицали свою аутичность? Если да, то какой опыт был для вас более тяжелым?

Да, были оба периода. Я не могу сказать, какой из них более тяжелый, потому что они были одновременно.

4) Есть ли что-то в вашем опыте ЛГБТ+ аутиста то, что отличает его от опыта не аутичного представителя ЛГБТ-сообщества? В сети очень много информации по ЛГБТ тематике, но практически ничего не говориться об ЛГБТ-аутистах. Казалось ли вам, что многое из того, о чем вы читаете, не относится к вам. Были ли вопросы, которые волнуют вас, но которые практически не рассматриваются, когда говорят о не аутичных ЛГБТ людях?

Долго ломал голову над этим вопросом. Мой вывод таков: вопрос задан некорректно, потому что группа ЛГБТ+ сама по себе неоднородна и имеет внутреннюю иерархию власти, привилегий и дискриминаций. Это, например, попытка сравнить опыт аутичного цисгендерного гея и нейротипичной трансгендерной бисексуалки. И тот, и другая – из этой «сброной солянки» ЛГБТ, но одному тяжелее как аутисту, другой тяжелее, как транс*человеку, и это трудносравнимые опции. Так как я сам раскладывал долгое время свой аутичный опыт и трансгендерный опыт по разным «коробочкам» и никак не связывал их в одну цельную идентичность, и этот процесс еще не завершен, на последующие вопросы сейчас у меня нет определенного ответа. Возможно, он появится в будущем.

5) С чем вы чаще сталкивались, с эйблизмом или с гомофобией? Были ли какие-то случаи насилия или дискриминации по отношению к вам, связанные с тем, что вы ЛГБТ- аутист?

С гомофобией сталкивался, когда был ошибочно принят и проидентифицирован окружающими как маскулинная лесбиянка. С эйблизмом сталкивался также, когда преподаватели на лекции считали мой компьютер игрушкой, а не средством записи лекций и письменной коммуникации (когда мне тяжело дается устная), а мой стимминг и отсутствие контакта глазами – неуверенностью и незаинтересованностью в предмете. Кроме того, меня поразил уровень безграмотности преподавателей, которые преподают генетику и основы высшей нервной деятельности – некоторые из них даже не знали слова «аутизм»! Я сталкивался с насилием, в том числе и сексуальным, как трансгендер. Основной посыл тех, кто это совершал, был такой: «как ты смеешь называться мужчиной, если у тебя нет пениса, сейчас я засуну свой пенис тебе в вагину и докажу тебе, что ты женщина». Я сталкивался с насилием как аутист. Моя одногрупница, которая имеет физическую инвалидность, однажды заявила мне: «Зато у меня, по крайней мере, с головой все в порядке, не то, что у тебя»; на всех занятиях, где мы якобы работали «в паре», она никогда и ничего не спросила у меня, по любому вопросу обращалась к другим людям, по умолчанию, видимо, считая меня некомпетентным. К счастью, ни один из тех, кто желал мне зла, не мог всерьез воспринимать идею о том, что аутичность и трансгендерность могут сочетаться в одном человеке.

6) Совершали ли вы камин-аут? Если да, то когда и как это произошло? Какова была реакция ваших знакомых?

Да, после того, как принял себя окончательно и решился на переход. Мне было 20 лет. Так как я совершал его «с позиции силы», то есть не зависел от тех, кому я сообщал эту информацию, они просто сделали свой выбор. Остались те люди, которым я сам важнее, чем иллюзии обо мне, чему я очень рад.


7) Что насчет аутичного камин-аута? Говорите ли вы своим знакомым о том, что вы аутист? Если да, то какой обычно бывает их реакция? С каким камин-аутом было больше проблем?

Я сделал аутичный каминг-аут, подготовив доклад об аутизме на занятии в университете, и этот поступок мне очень дорого обошелся. После этого люди разделились на два лагеря: «Теперь мы поняли, почему ты такой дефективный» и «Да ладно тебе притворяться, ты недостаточно аутичен для нас».

Впрочем, это же самое было по отношению и к трансгендерному каминг-ауту. С новой группой я не повторяю своих ошибок и молчу и о трансгендерности, и об аутичности. То есть большую часть времени я молчу в обычном, физическом смысле.

8) Что бы вы посоветовали родителям аутичных детей, которые узнали, что их дети принадлежат к ЛГБТ-сообществу?

Пожалуйста, не предавайте нас. Если вы защищаете идею, которая убивает вашего ребенка, то вы убиваете своего ребенка своими руками. Абстрактные идеи о том, «как правильно», никак не согреют вас, если ребенок совершит самоубийство по вашей вине.


9) Что бы вы посоветовали аутичным подросткам, которые только осознают свою гомосексуальность (бисексуальность, асексуальность и т.п., в зависимости от вашей собственной сексуальной ориентации) и/или аутичным трансгендерным подросткам? Есть ли что-то, что вы хотели бы сказать себе в более раннем возрасте по этому поводу? 

Пожалуйста, цените себя, потому что, даже когда никого не остается вокруг, у вас есть вы сами. Будьте себе лучшим другом и, вслед за Ганди, скажу: «будьте сами теми переменами в мире, которые вы желаете в нем видеть».