|
Светловолосый человек стиммит, перебирая пальцы. На ней наушники с радужным символом бесконечности - символом движения за нейроразнообразие. Автор_ка изображения: Adeger Rist |
Примерно каждая сотая женщина является аутичной.
Но при этом практически весь российский феминизм рассчитан исключительно на нейротипичных женщин. Зачастую это не является выбором феминисток. Просто в России настолько мало известно о нейроотличиях, что большинство людей просто не знают, как их учитывать в своей работе.
Поэтому в феминистических блогах, сайтах, группах и пабликах опыт нейротипичных женщин описывается как единственно правильный и нормальный. Феминистические статьи пишутся исключительно с расчетом на нейротипичную аудиторию. А на феминистических мероприятиях лучше всего себя чувствуют именно нейротипичные женщины, потому что и формат мероприятий, и их анонсирование, и условия самих мероприятий рассчитаны исключительно на нейротипиков.
Говоря о нейротипичных женщинах, я имею в виду женщин, соответствующих медицинскому и статистическому представлению о норме. И практически всегда они находятся в более привилегированном положении, чем нейроотличные женщины.
Многим нейроотличным женщинам сложно (или даже опасно) обращаться к гинекологам.
Девочки с нейроотличиями, влияющими на поведение, чаще становятся жертвами сексистской «терапии», призванной навязать гендерные нормы, потому что у родителей этих девочек есть право использовать по отношению к ним практически любую поведенческую терапию.
Женщины с теми видами нейроотличий, которые влияют на понимание социальных ситуаций, чаще становятся жертвами изнасилований. К случаям изнасилования нейроотличных женщин обычно относятся с меньшей серьезностью, особенно если их нейроотличия заметны со стороны, потому что их считают слишком странными, а странное поведение зачастую рассматривается полицией как провоцирующее насильника. Кроме того, женщинам с некоторыми видами нейроотличий бывает сложно понять, как обратиться за помощью, или как сделать это обращение за помощью максимально безопасным.
Если продолжить этот список, структурировать его и добавить к нему подробные пояснения, описывающие особенности различных нейрологических отличий и заболеваний, то может получиться неплохая и очень толстая книжка.
Но на данный момент, моя цель заключается не в том, чтобы описать проблемы нейроотличных женщин, а в том, чтобы помочь вам стать более инклюзивными по отношению к нейроотличным женщинам. Чтобы помочь вам «навести мосты» между людьми с разными образами мышления.
К сожалению, я не могу говорить обо всех нейроотличных женщинах. Но я могу говорить об аутистках. Разумеется, не обо всех аутистках, потому что аутистки отличаются друг от друга не меньше, чем нейротипичные женщины. Но я сама аутистка, я переводила и читала статьи множества аутичных женщин, и у меня есть аутичные подруги, так что, несмотря на то, что написанное мною не будет полностью универсальным, оно будет довольно точным.
Я знаю, что многие феминистки действительно хотят учитывать особенности аутичных женщин, но не знают, как это сделать. Поэтому я опишу основные ошибки, которые они допускают, начиная от формулирования повестки и заканчивая работой, которая не связана с распространением феминистических идей.
И, вероятно, многие из этих пунктов помогут не только аутисткам, но и женщинам с другими нейроотличиями.
Итак, вот 5 ошибок, которых стоит избегать, если вы не хотите игнорировать опыт каждой сотой женщины.
1. ОБОБЩЕНИЯ.
Два года назад я любила слушать лекции дьякона Андрея Кураева. Я слушала их на улице, в метро, в очередях, на переменах в университете и даже дома, выполняя монотонную работу или мастеря очередную мягкую игрушку.
Сейчас через 5 минут Кураевской болтовни (а иногда даже после простого упоминания о нем), мне хочется заткнуть уши.
Что же изменилось за эти два года?
Ну, прежде всего, изменились мои религиозные взгляды. Но это не все. В лекциях Кураева с самого начала была одна штука, которая выводила меня из себя. Всякий раз, когда он говорил: «Все люди…» и «я думаю, вы все согласитесь…», я знала, что сейчас он скажет нечто, что точно ко мне не относится, и с чем я никогда не соглашусь. Зато я соглашалась с тем, что, по его мнению, не подумает «ни одна либеральная сволочь».
Через какое-то время меня это так достало, что после подобной фразы я уже не могла сосредоточиться на лекции. Именно из-за этого я и перестала его слушать.
В последнее время я стала замечать подобную тенденцию в большинстве феминистических ресурсов. Почти все феминистические группы полны обобщений о «всех мужчинах» и «всех женщинах». И у меня ненамного больше общего с «женщинами» из феминистических статей, чем с «людьми» из Кураевских лекций. Так что, пожалуйста, прекратите писать подобные вещи.