Страницы

четверг, 20 октября 2016 г.

Эндрю Хёрнанн: «Почему утверждение о том, что ислам пропагандирует нетерпимость по отношению к ЛГБТКИА+ сообществу, является ложью»

Примечание администрации сайта: Несмотря на название, в статье больше внимания уделяется проблемам исламского феминизма и мусульманок-феминисток, чем ЛГБТКИА+ мусульманам. Но многие из этих проблем актуальны и для ЛГБТКИА+сообщества.

Также в конце статьи вы сможете найти две подборки статей об исламских феминистках и о предполагаемой общеисламской гомофобии на русском языке.

Источник: Everyday feminism

Source: Flags of the World
(Источник: Flags of the World. Описание изображения: Шестицветный радужный флаг с белым полумесяцем и звездой в центре)

Авторская заметка: Сам я не являюсь мусульманином. Но как человек, который интеллектуально и эмоционально заинтересованный в религии, я хочу рассказать о том, что я узнал, изучая ислам в регионах с преимущественно исламским населением.

Я также хочу объяснить, что мои исламские друзья и знакомые говорят по поводу ислама и его предполагаемой сексуальной и гендерной нетерпимости. 

Более того, я написал эту статью совместно с Даайей  Абдуллой, имамом и религиозным главой Masjid An-Nur Al-Isslaah  (т.е. «Мечети просвещения и реформации» или «свет мечети реформы»).

Эта мечеть является инклюзивной по отношению к ЛГБТКИА-людям. Она предоставляет услуги для мусульман, которые состоят в отношениях разных типов, в том числе смешанным и однополым парам. 

Кроме того, как духовный советник фонда Al-Fatiha, организации для ЛГБТКИ+ мусульман, базирующаяся в Северной Америке, имам Даайа консультировал ЛГБТКИА+ мусульман, их семьи и союзников с 2000 по 2011 год (т.е. до закрытия данной организации).
_____

Как среди мусульман, так и среди немусульман существует всепроникающий миф о том, что ислам пропагандирует нетерпимость по отношению к женщинам и ЛГБТКИА+людям.

Этот миф является очень опасным, и, чаще всего, он мешает феминисткам-немусульманкам сотрудничать с мусульманскими общинами.

Следовательно, вместо того, чтобы работать над защитой прав и расширением возможностей сообщества за счет привлечения новых союзников, феминистки-немусульманки, часто из лучших побуждений, отталкивают потенциальных союзников-мусульман, и пропагандируют антиисламские предрассудки.

Это создает пропасть между исламскими и феминистическими сообществами. Это исключает из сообществ многих людей, и требует от них ненужного соответствия стереотипам.

ИТАК, ПОЧЕМУ ПОДОБНЫЕ ИДЕИ ЯВЛЯЮТСЯ МИФОМ? 

Некоторые мусульмане, которые узко смотрят на написанное в Коране (в исламском священном тексте) и в различных хадисах (т.е. в учениях и историях из жизни пророка Мухаммеда), считают, что ислам является циссексистской, патриархальной религией, запрещающей гомосексуальность.

Тем не менее, многие другие мусульмане настаивают на том, что ислам требует от верующих сострадания, принятия и любви. 

Они говорят о том, что всезнающий Господь создал человечество во всем его огромном разнообразии, и поэтому мы не должны друг друга дискриминировать.
Поэтому проблема не в том, что ислам пропагандирует нетерпимость. Проблема в том, что некоторые люди настаивают на том, что ислам пропагандирует нетерпимость. 

К сожалению, подобное происходит и в других религиях.

Например, некоторые христиане используют Библию для оправдания циссексизма, патриархата и гомофобии. 

Догматическое настаивание на репрессивной перспективе препятствует переосмыслению  некоторых спорных моментов в интерпретации религиозных текстов. И не важно, идет речь об исламских, христианских или каких-либо других общинах.

Сторонники "узкой" перспективы используют священные тексты ради оправдания своих собственных предрассудков по отношению к гендерным и сексуальным меньшинствам.

Из-за этого многие люди начинают негативно относиться к той или иной религии. И, в результате, не очень хорошо разбирающиеся в подобных вопросах феминистки рискуют повторять и закреплять проблематичные религиозные интерпретации. 



ПОЧЕМУ ПОДОБНОЕ ТАК ЧАСТО ПРОИСХОДИТ? 

Жители Западных стран считают ислам религией нетерпимости, несмотря на протесты множества исламских сообществ, главным образом из-за своей повсеместной исламофобии.
И, как бы иронично это ни звучало, сама исламофобия является формой нетерпимости, основанной на предрассудках, страхе и ненависти по отношению к исламу, мусульманам и этническим группам, в которых преобладает исламское население.

Как правило, в Северной Америке и Европе у христиан оказывается больше всего привилегий. В этих регионах также есть долгая история угнетения представителей других религиозных групп, особенно если эти представители не являлись белыми.

Например, в США отношение к мусульманам стало резко ухудшаться во время Первой войны в Персидском заливе, и стало еще более негативным после событий 11 сентября.

На самом деле, направленная на обогащение империалистическая культура Америки и прежде оправдывала подобные вещи. Она оправдывала порабощение черных, идеи избранности и превосходства, которые приводили к геноциду, и колонизацию таких стран как Филиппины. Теперь она оправдывает  угнетение мусульман.

Политики создали и скормили нам исламофобские предрассудки. Они сделали это для того, чтобы мы смогли принять их милитаристскую политику, которую они ведут ради поглощения чужих ресурсов, установления экономического и политического превосходства, и ради других подобных штук.

При этом приток иммигрантов-мусульман в Европейские страны вызвал всплеск ксенофобских и гипер-националистических настроений, особенно тогда, когда иммигрантов стали регулярно обвинять в экономическом застое и всеобщей безработице.

В подобном контексте мусульманские общины зачастую рассматриваются как корень всех социальных и политических проблем.

В результате, многие западные граждане - немусульмане стали считать опасным сам ислам, и думать, что все исламские общины и все мусульмане склонны к насилию и угнетению.

Более того, в США некоторые люди называют мусульман чужими и настроенными против Америки, просто ссылаясь на тот факт, что США считается «христианской страной».

Многие политики и «специалисты» всех мастей постоянно болтают о местном и зарубежном «исламском терроризме», чтобы выставить ислам в качестве опасной религии, которая противоречит Западным ценностям.

Но при этом, когда террористические акты совершают христианские фанатики, эти «ученые мужи» крайне редко обвиняют в случившемся христианство. 

В подобных случаях они обвиняют индивида, отдельно взятого преступника, которому они приписывают «психическую неуравновешенность», тем самым подчеркивая, что он (чаще всего это «он») , якобы, был не в себе, и поэтому стал исключением из общего христианского миролюбия.

Нас учат тому, что угнетение мусульман является приемлемым, и при этом учат тому, что христианство является подходящей религией, которой лучше следовать.

В СМИ и в социальных сетях обращают внимание только на крайне исламистскую риторику. Подобные высказывания меньшинства радикалов провоцируют исламофобию, и голоса радикального меньшинства заглушают голоса исламского большинства.



К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЭТОТ МИФ? 

Среди немусульманского населения исламофобия формирует спорные и опасные представления об исламе. В результате многие люди – включая феминисток-немусульманок и их соратников – неверно оценивают опыт мусульман.
Жестокие и узкие представления об исламе, транслируемые СМИ, привели к тому, что многие феминистки стали считать ислам антиженской религией, которая, к тому же, настроена крайне негативно по отношению к ЛГБТКИА+.

И даже если у этих феминисток самые лучшие побуждения и они хотят лишь противостоять тем, кого они считают угнетателями, они строят свою борьбу и движение на стереотипах, тем самым поддерживая расистскую капиталистическую повестку.

Подобный подход лишает мусульманок и ЛГБТКИА+ мусульман возможности говорить за себя, и превращает их в безмолвных жертв, которых, якобы, надо спасать. 

Возможно, самым ярким примером подобного подхода является французский запрет на ношение хиджаба. Начиная с 2000-х Франция «в духе секуляризма» запретила носить какую-либо религиозную символику в школах, больницах и в других публичных учреждениях. Так под запретом оказались христианские кресты, иудейские кипы и исламские хиджабы.

Однако, благодаря ярко выраженной институциализированной исламофобии и иудее-христианским привилегиям, в большинстве случаев запрет коснулся именно той одежды, которая ассоциируется с исламом.

Этот закон осудили многие мусульманки-француженки. Они говорили, что он нарушает их право на свободу самовыражения.

Они также были возмущены расистскими двойными стандартами: ведь христианство – религию, которую, в основном практикуют белые люди – продолжали прославлять, а ислам – религию, которую в большинстве своем практикуют небелые – стали демонизировать.

Они жаловались на государственное угнетение и на ложное представление о том, что невозможно одновременно быть мусульманином и французом, и ради протеста многие стали намеренно нарушать этот закон.

Например, многие мусульманки стали носить хиджабы и паранджу только после этого закона, ради солидарности с теми, кто носил ее всегда. 

Но при этом запрет поддержали многие феминистки – немусульманки. Интерпретируя ислам как крайне патриархальную религию, они называли подобный протест примером  внутреннего сексизма.

Вместо того, чтобы воспринимать недовольных мусульманок как феминисток, многие феминистки - немусульманки стали делать снисходительные комментарии о том, что исламские женщины просто не могут разорвать свои путы угнетения, которыми их связали мужчины.

Конечно, бывают случаи, когда женщины носят хиджабы не по собственному выбору, а потому, что их заставляют их носить властные мужья и отцы. И бывают мусульманки, которые поддерживают запрет на ношение платков.

Тем не менее, при закреплении этих стереотипов и игнорировании других точек зрения, закрепляются и обесцениваются перспективы многих феминисток-мусульманок.

Я не говорю о том, что все феминистки немусульманки являются исламофобами.

Однако, когда феминизм не учитывает всего разнообразия женского опыта, зачастую даже те феминистки, которые имеют самые лучшие побуждения, рискуют повторить исламофобскую (и зачастую основанную на идее превосходства белой расы) риторику.

Если вы считаете всех мусульманок жертвами «исламского патриархата», вы не сможете учитывать и понять их опыт, личностные особенности и их идентичность.

Рассматривая ислам – и религии в целом – в качестве врага, с которым надо бороться, мы не сможем нормально помогать людям и сотрудничать с теми, с кем мы работаем.

Несправедливо настаивать на одной-единственной "феминистической" трактовке вопроса, потому что мы, настаивая на ней, выбрасываем из движения людей. Это может быть особенно неприятно для квир-мусульман и для мусульманок, которые совершенно обоснованно надеялись найти среди феминисток союзниц, но вместо поддержки сталкиваются с враждебностью и изоляцией.

Предвзятость, мешающая понять феминисток-мусульманок, создает пропасть между этими феминистками и феминистическим сообществом, точно так же, как она создает пропасть между квир-мусульманами и квир-сообществом. Эта пропасть приводит ко многим негативным последствиям.


1. Она препятствует вовлечению прогрессивных мусульман в феминистические круги (и наоборот).

Это приводит к тому, что феминистки-немусульманки не могут извлечь выгоду из исламской перспективы.  В результате, феминизм рискует и дальше распространять исламофобию и закреплять христианские привилегии.

Это вопрос интерсекциональности.

Нам стоит ценить, изучать и извлекать уроки из опыта друг друга. Мы не должны создавать иерархии мыслей и идей. 

Сам по себе, ислам является инклюзивной религией. Он проповедует всеобщее равенство и идею о том, что любовь и сострадание должны побеждать раздоры и угнетение. Мы можем – и должны – включить эту перспективу в феминистическую повестку. 



2. Она заставляет ЛГБТКИА+ мусульман верить в то, что феминизм не для них.

Вместо инклюзивного и безопасного пространства, ЛГБТКИА+ мусульмане натыкаются на пропасть, которая отделяет исламские общины от феминисток. И это воспроизводит то самое угнетение, с которым мусульмане и так постоянно сталкиваются в Европе и Северной Америке.

Как говорилось выше, исламские и другие религиозные общины все еще являются гомофобными и трансфобными. Это может мешать некоторым людям, в том числе молодежи, находить себе в них безопасное пространство. Они могут попытаться попасть в феминистические сообщества, и столкнуться с тем, что квир-мусульманам и женщинам в них не рады.

Это может даже помешать им использовать феминистические инструменты. Они могли бы интегрировать феминизм в исламские общины, но вместо этой возможности они получают лишь новую порцию чувства отчужденности.


Разве люди должны выбирать между своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью с одной стороны, и своей религиозной, расовой и культурной идентичностью с другой?


Феминизм должен быть интерсекциональным, и он должен принимать все идентичности каждого человека, а не заставлять людей вписываться в какие-то нормы. Разве феминизм не ставит своей целью борьбу с единственно –«правильным» стандартом нормы, который и создает привилегии?


СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ.

Как можно эффективнее бороться с существующим в феминистических кругах мифом о том, что ислам пропагандирует нетерпимость, и как сделать феминистское сообщество более инклюзивным по отношению к мусульманам?

Точно так же, как развенчивание мифов об особом биологическом влиянии расы и пола не  делает расизм и сексизм менее болезненным, так и понимание того, что ислам является инклюзивной религией не может стереть из памяти циссексистские и гомофобные действия и высказывания, которые совершались во имя ислама.


1. Если мы будем говорить только о богословских вопросах, подтверждающих инклюзивность ислама, то мы не сможем эффективно справиться с политическими и социальными вопросами, которые переплетаются с тем, как трактуют ислам.

Прежде чем кого-то ненавидеть и бороться с "ненавистью", феминистки должны изучить проблемы и позицию группы, которую они хотят дискриминировать, и понять всю историю дискриминации этой группы.

Мы, как феминистки и их союзники, должны убеждаться в том, что мы сами не служим угнетению.

Ради этого, мы должны изучить политические и социальные факторы, влияющие на исламофобию и нетерпимость по отношению к исламским общинам.


2. Это послание не должно исходить только от союзников. Наоборот, прежде всего, оно должно исходить от самих феминисток-мусульманок. 

Мы не должны самостоятельно извергать все идеи о том, как поддержать исламских феминисток и ЛГБТКИА+ мусульман. Те из нас, кто не является мусульманами, вряд ли являются специалистами по исламу. Зато мусульмане ими являются.

Мы должны признать, что они лучше понимают свою веру. Мы должны читать их труды,  изучать их идеи и помогать им в их повестке. 
Мы не должны способствовать их невидимости, затыкать им рты, говорить за них и опекать их.

В исламских общинах уже озвучены многие феминистические повестки. Однако, нежелание некоторых феминисток-немусульманок слышать эти повестки мешает их полной интеграции в феминистическое движение в более широком смысле этого слова.

Ради того, чтобы не возникало подобных проблем, феминистки-немусульманки должны налаживать более тесную связь с исламскими общинами и включать в сообщества своих мусульманских коллег.


3. Феминистические круги должны научиться сотрудничать с верующими людьми  и с религиозными общинами.

Очевидно, что некоторые феминистические группы крайне негативно настроены против любой религии. Прежде всего, эти группы видят в религиях институт угнетения.

Конечно, в разные исторические периоды в разных странах религия маргинализировала женщин и ЛГБТКИА+людей. Это было бы странно отрицать.

Но при этом религия зачастую становится инструментом сострадания и способствует борьбе за права человека.

Обратите внимание, например, на роль католической теологии освобождения в латиноамериканской борьбе за социальную справедливость, или на роль как ислама, так и христианства в движении за гражданские права в США. 

Критикуя религию в целом (а не политическое использование религии), вы обесцениваете опыт и идентичность верующих.
В результате, даже феминистические круги – которые зачастую позиционируют себя как бастион инклюзии – иногда исключают голоса верующих, и распространяют узкое понимание феминизма.

Например, они ограничивают свое понимание исламского феминизма принятием женщины, которая решила снять хиджаб, но при этом даже не пытаются понять ту, которая решила его носить. 

Конечно, не все феминистки и феминистические организации отвергают мусульман или верующих в целом. Но при этом многим мусульманкам эти организации кажутся исключительно атеистическими, или они чувствуют в них снисходительное отношение к себе.

Для борьбы с этим неверным восприятием и ради создания большей инклюзивности феминистки должны быть более доброжелательными по отношению к верующим. Это также поможет им найти новых союзников.


***

Как сказано в хадисе, переданном Ат-Табарани, пророк Мухаммед заявлял: «Вы не будете истинно верующими, пока у вас не будет сострадания. Я имею ввиду не ту милость, которую один из вас может оказать своему спутнику или близкому другу, я имею ввиду милосердие и сострадание по отношению ко всем».

Ислам отвергает угнетение, провозглашая всеобщее равенство. Феминизм делает то же самое. И поэтому ислам и феминизм, по своей сути, являются союзниками.

Целью ислама и феминизма является создание культуры принятия. Именно поэтому феминистические  и исламские сообщества могут и должны принять друг друга.  Только тогда эти сообщества смогут достичь инклюзивности, которой они так явно добиваются. 



Эндрю Хёрнанн является одним из авторов Everyday Feminism. Он антрополог и преподаватель. Cейчас он защищает докторскую диссертацию в области культурной антропологии в Graduate Center, в Нью-Йоркском городском университете, и он сотрудничает с John Jay College of Criminal Justice (CUNY) и Baruch College (CUNY).  Эндрю изучает вопросы прав человека, трудовых отношений и религии в районе Сахары и в Западной Африке. В свободной время Эндрю старается успокоить своего пса Пипа, который, как ему кажется, является настоящим злым гением. Вы можете подписаться наего станицу на Twitter: @AndrewHernann.

______

ПОДБОРКИ СТАТЕЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Об отношении к гомосексуальности в Исламе. 
1) История гомофобии в Исламе сложнее, чем кажется
2) Серия статей "Сексуальное разнообразие в Исламе"
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4



О феминистках-мусульманках.