Страницы

пятница, 14 октября 2016 г.

Кейтлин Николь О’Нил: «Вспоминая Суламифь Фаейрстоун и ее феминистский взгляд на Права Молодежи»

Источник: The Youth Rights Blog
(Суламифь Файерстоун: черно-белое фото женщины с длинными темными волосами, в рубашке и больших круглых очках)
Недавно умершая Суламифь Фаейрстоун не использовала термина «феминизм Прав Молодежи» для описания своих мировоззрений, но именно такие взгляды она изложила в своем труде «Диалектика пола», который она написала во время Второй волны феминизма (опубликовано в 1970). Фаейрстоун была радикалкой, которая считала, что естественное не является обязательным – она выступала за искусственные репродуктивные технологии, чтобы освободить женщин от бремени биологии и дать им больше возможности контролировать свое тело. (В частности, она выступала за создание искусственных маток и отмены беременности, которую она называла «варварством»). Она выступала за бесклассовое общество, в котором все ресурсы были бы справедливо распределены. Она выступала против расизма, и обращала внимание на то, что афроамериканские мужчины не могут говорить за афроамериканских женщин. Она писала о том, что женщины приучены воспринимать культуру с позиции мужчин, и поэтому они теряют способность воспринимать мир как женщины. Но ее самой радикальной идее в тот момент уделили меньше всего внимания. Я пишу об ее идее о том, что концепция детства, в ее существующем виде, угнетает как женщин, так и детей, и что поэтому эта концепция должна быть пересмотрена.
На протяжении тридцати страниц четвертой главы «Диалектики пола» под названием «Долой детство», Фаейрстоун пытается доказать что детство, в его теперешнем понимании, является социальным конструктом, который создан служить патриархальным идеям. Ссылаясь на работы Филиппа Эриеса, Фаерстоун прослеживает возникновение современного понимания детства к моменту создания школ и формирования нуклеарных семей. Затем она объясняет, почему дети являются угнетаемым классом – она порицает возрастную сегрегацию и репрессивную образовательную систему, сокрушается по поводу экономической беспомощности детей, сетует на сексуальные ограничения, введенные для несовершеннолетних и на контроль воспитателей, психологов, социальных работников и других взрослых, которые управляют жизнями детей. Она видит детей в качестве угнетаемого класса – чье угнетение основано как на физических ограничениях, так и на вынужденном насильственном подчинении взрослым. В конце концов, Фаейрстоун связывает угнетение детей с угнетением женщин. Она нападает на идеологию материнства, которая объявляет детей нежными цветами, нуждающимися в постоянной защите, и утверждает, что эта идеология служит интересам патриархата, а не интересам матерей и детей. Она утверждает, что мифическая особая связь между женщинами и детьми является «не большим, чем просто общим угнетением».
Взгляды Суламифь Файерстоун сейчас нужны как никогда, особенно на фоне других чайлдфри- феминисток, которые часто совершают эйджистские атаки на детей, чтобы оправдать свое право выбора (потому что другие люди говорят женщинам, что они должны рожать детей естественным путем, кормить их грудью в течение нескольких лет, и в течение многих лет физически и психологически полностью отдаваться детям). В мире, в котором дети все чаще оказываются отрезанными от остального мира, в котором законодательство и школы проявляют нулевую степень толерантности к детям и все больше их ограничивают, где социальные предписания для матерей становятся все более обременительными, и в котором большинство феминисток-активисток как в США, так и за рубежом, больше озабочены не освобождением детей, а контролем над ними, взгляды Файерстоун на анти-сексисткое и анти-эйджистское общество являются светом во тьме. Они показывают нам, что есть гораздо лучший взгляд на детство и на семью, чем тот, что нам стараются предложить как общество в целом, так и многие представители третьей волны феминизма.
Благодаря радикальному взгляду на свободу женщин и детей (как и на жизнь цветных и жизнь бедных), Файерстоун всегда вызывала во мне огромное уважение и восхищение. Она была частью поколения феминисток, которые оставили в наследство людям моего поколения репродуктивные права, больше возможностей, связанных с работой, и менее узкие представления о том, что значит быть женщиной. Хотя это дело еще не закончено, мы продвинулись далеко вперед, благодаря Файерстоун и многим женщинам (и некоторым мужчинам) ее поколения. Но Права молодежи так и остались незаконченным делом из повестки Файерстоун. В этих вопросах мы не только не продвинулись вперед – во многом мы ушли назад, и это вредит не только детям, но и родителям (особенно матерям). Эта повестка, которой посвящен этот блог, и которая меня больше всего волнует.
Личная заметка: Суламифь Файерстоун является одним из первых мыслителей, занимающихся вопросами Прав Молодежи, которых я читала. После столкновения с мизогинными предполагаемыми сторонниками Прав Молодежи, и с некоторыми предполагаемыми феминистками, которые считали, что им в детстве не нужна была автономия, работы Файерстоун стали для меня откровением. Все мы видели на бамперах наклейки: «За женщин, за детей, за выбор». Файерстоун по-настоящему была за это, в самом радикальном и вместе с тем либеральном смысле. Когда я называю себя и своих союзни_ц Феминист_ками Прав Молодежи, потому что мы являемся сторонниками прав детей и прав женщин, я чувствую, что мы работаем в традиции, начатой Суламифь Файерстоун. Покойся с миром, радикальная сестра.