ТЕРАПИЯ СУПЕРГЕРОЕВ: КАК ЛЮДИ ИКС ПОМОГАЮТ ПРОВОДИТЬ ТЕРАПИЮ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
|
Шторм из Людей Икс |
Источник:
http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/news-80425-chto-takoe-supergerojskaya-terapiya-i-komu-ona-mozhet-pomoch/
Мечтали ли вы когда-нибудь о суперсиле, как у Супермена, или магических способностях, как у персонажей Гарри Поттера? Клиническая психологиня, авторка книги самопомощи «Therapy Quest» предлагает кардинально новый подход к лечению психических расстройств. Янина Скарлет сочетает его с интерактивными фантазийными квестами, называя свою терапию «супергеройской».
Я родилась и выросла в Украине, и всего за несколько месяцев у меня случилось три дня рождения, так как моя семья и я были подвержены воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. В результате, мое здоровье, кажется, навсегда изменилось (у меня все еще возникают серьезные мигрени, вызванные изменениями погоды).
Моя любовь к причудливым вещам, таким как фантастические книги, фильмы и телешоу, дала мне гораздо больше, чем просто развлечения, — она помогла мне побороть посттравматическое стрессовое расстройства (ПТСР) и справиться с одиночеством в подростковом возрасте.
После переезда в Соединенные Штаты (а это случилось в 12 лет) я много лет боролась с симптомами ПТСР. Депрессия, низкая самооценка и абсолютное нежелание двигаться вперед — таковы последствия стрессового расстройства, которые практически невозможно победить самостоятельно.
Как-то я посмотрела первую часть фантастического боевика X-Men с супергероиней-мутантом Шторм, управляющей погодой. И моя жизнь изменилась. Я поняла, что сильна и могу избавиться от клейма «жертвы обстоятельств».
Но, в силу своего возраста, связать все события воедино я не могла. Моя семья, а затем и мой терапевт, помогли мне разобраться в себе. С возрастом, я стала осознавать, какое утешение я нашла в отождествлении себя с персонажами фэнтэзи и как положительно они повлияли на мое психическое здоровье. Через 15 лет я стала клинической психологиней, потому что хотела стать Шторм из «Людей-икс» для кого-то еще.
Я стала включать супергероев и даже персонажей из поп-культуры в доказательную терапию, чтобы помочь своим клиентам стать супергероями в реальной жизни.
Эта практика называется супергеройская терапия или superhero therapy. Концепция не нова, и я знаю других клинических психологов, которые используют образы супергероев на сеансах. Однако в своей практике мне интересны и элементы поп-культуры, например, истории из «Гарри Поттера», «Звездных войн», «Ходячих мертвецов», «Доктора Кто» и других фэндомов. В сочетании с методами, основанными на научных доказательствах, например, когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии принятия и ответственности (ACT), они действительно работают!
Superhero терапия направлена на то, чтобы помочь таким людям, как Брюс Уэйн, только в реальной жизни — людям, которые испытали разрушительную потерю или травматический опыт, которые борются с изнурительной депрессией или подавляющим беспокойством, чтобы помочь определить и понять происхождение их проблем (в целом, супергеройская терапия может быть использована для людей в возрасте от 10 лет и старше, хотя некоторые специалисты используют часть методов для детей младшего возраста).
Многим людям нелегко понять свои собственные мысли и эмоции, отчасти потому, что им может быть больно смотреть в лицо своей проблеме, или они просто никогда не находили время на то, чтобы подумать и обработать свои переживания. Еще одна причина пользы этой терапии состоит в том, что большинство из нас склонны чувствовать себя изолированными, когда мы боремся с потерей или физическим/психологическим заболеванием.
Хуже того, мы склонны критиковать и стыдить себя за плохое настроение. И когда мы нуждаемся в сострадании и социальной поддержке, зачастую наоборот, отстраняемся от других. В результате мы усугубляем наше собственное чувство одиночества и депрессии, усиливая страдания.
Таким образом, знание о существовании другого героя с такой же историей, как у вас, может позволить человеку прийти к соглашению со своим собственным опытом. Истории любимых персонажей могут быть сильным напоминанием о том, что мы не единственные, кто пережил определенные проблемы или эмоции, ведь они тоже переживают боль, отторжение, беспокойство, депрессию, наркоманию, ПТСР, сердечные расстройства и потери так же, как и мы.
Эффективность Superhero терапии усиливает тот факт, что социальная связь не всегда должна возникать в реальной жизни. На самом деле даже то, что мы называем «парасоциальными отношениями» или связями с вымышленными персонажами или историями, может помочь уменьшить одиночество и облегчить симптомы депрессии, а иногда и усилить чувства любви и принадлежности.
Обычно я начинаю терапию с беседы о любимых персонажах моих пациентов. Затем я выявляю связь с текущей проблемой или опытом клиента, а также решаю, какой тип терапии более традиционного подхода имеет смысл применить. Реальность такова, что примеры супергероев могут быть легко интегрированы во множество различных традиционных методов терапии, включая КПТ, ACT и диалектическую поведенческую терапию (DBT).
Приведу вам пример: одна из моих клиенток, назовем ее Лорен, обратилась ко мне после сексуального нападения, которое породило кошмары, воспоминания, приступы гнева и периоды плача. Лорен страдала от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — она не могла общаться с друзьями, она избегала своих родителей, а ее оценки стали ухудшаться.
Лорен также не могла говорить о нападении, когда впервые приехала ко мне. Она плакала или полностью закрывалась, когда мы пытались обсудить это. Она не могла ни назвать, ни обработать свои эмоции, связанные с нападением. Однако была одна тема, о которой она готова была говорить всегда — «Баффи — истребительница вампиров». Это телевизионное шоу было о девочке-подростке, Баффи Саммерс, которая днем была ученицей средней школы, а ночью — убийцей вампиров, и мы проводили некоторые из наших занятий, даже не фокусируясь на опытах Лорен, просто наблюдая эпизоды Баффи.
Мы использовали КПТ, чтобы помочь Лорен понять, как мысли, чувства и поведение влияют друг на друга, в контексте того, что испытывала Баффи в шоу. Затем мы наблюдали эпизод, когда Баффи сама признавалась, что борется с травмой (после смерти и возвращения из мертвых). У Баффи есть кошмары, воспоминания и гнев, ее поведение рискованно и она избегает своих друзей и обязанностей. Наконец, в одном из эпизодов Баффи рассказывает своему другу Спайку о том, как ей тяжело: «Вокруг все такое тяжелое и неправильное. Все, что я чувствую, все, к чему я прикасаюсь... это ад!». Когда Лорен наблюдала за этим на экране, она вскрикнула: «Да! Именно так я себя чувствую. Каждый день!».
Это был первый раз, когда моя клиентка смогла связать воедино и объяснить свои чувства. Мы продолжали работать, и вскоре она уже обозначила свои эмоции: Обида, злость, опустошение и горе. Со временем, с помощью проведения параллелей между вымышленным опытом Баффи и ее собственной реальностью, Лорен поняла, что в некоторых ситуациях следует менять свое поведение.
Супергеройская терапия помогает понять свою проблему и начать искать пути восстановления себя. Она также предназначена для содействия самопринятию, самосознанию и позитивным поведенческим изменениям. Но способна ли такая терапия помочь всем? Конечно, нет. Опыт терапии уникален для всех, но то, что работает для одного человека, может не резонировать с другим. Однако, по моему опыту, изучение Superhero терапии может стать мощным инструментом, помогающим клиентам справляться с проблемами психического здоровья посредством художественных образов.