|
Фото Хантингтона, автора книги. |
(Примечание: Я признаю, что
слово «фобия» в данном контексте является
дискриминационным, и закрепляет
стереотипы о людях с реальными фобиями.
Кроме того, это понятие оправдывает
«исламофобов», потому что может
показаться, что их предрассудки вызваны
психическими проблемами, которые они
не могут контролировать. Поэтому стоит
напомнить, что под словом «исламофобия»
я имею в виду не психическое расстройство,
а предрассудки и стереотипы по отношению
к мусульманам. И, прежде всего, я имею в
виду те стереотипы и предрассудки,
которые провоцируют преступления
ненависти, или приводят к принятию
дискриминационного законодательства
по отношению к гражданам, исповедующим
ислам, и выходцам из Ближневосточных
исламских стран).
«Чем больше
вижу я, тем вера все слабее, что мы —
разумные создания»
(Песня «Уймись
душа» Ольви, которая играла у меня в
голове, когда я читала «Столкновение
цивилизаций»)
_______
В
прошлой статье я писала о подходе Самюэля
Хантингтона к международным отношениям,
и о том, как его книга «Столкновение
цивилизаций» помогла мне понять различия
между американской и российской
культурой.
Я советовала прочесть
эту книгу людям, которые верят в
существование «единой культуры», и
которые, как и я, склонны игнорировать
культурные различия. Но при этом я
заметила, что очень важно анализировать
прочитанное и не полагаться во всем на
компетентность автора, потому что
компетентность Хантингтона во многих
вопросах сомнительна. Он разделяет
целый ряд типичных для западного общества
стереотипов. В основном они касаются
прав мусульман, прав меньшинств в целом,
и понимания концепции индивидуальных
прав.
Выставляя себя сторонником
индивидуализма, Хантингтон делает много
заявлений, которые точно нельзя считать
индивидуалистическими, и, похоже, не
видит в этом противоречий.
(Я буду цитировать перевод издательства АСТ 2014 года)
Для того,
чтобы рассмотреть, почему рассуждения
Хантингтона не являются индивидуалистическими
и противоречат сами себе, для начала
рассмотрим (вполне точное) определение
индивидуализма, которое он сам приводит
в разделе «Запад и модернизация».
«Многие из перечисленных
выше отличительных черт западной
цивилизации способствовали возникновению
чувства индивидуализма и традиции
индивидуальных прав и свобод,
не имеющих равных среди цивилизованных
обществ. Индивидуализм развился
в четырнадцатом–пятнадцатом веках,
а принятие права на индивидуальный
выбор — то, что Дойч назвал «революцией
Ромео и Джульетты», — доминировало
на Западе уже к семнадцатому веку.
Даже призывы к равным правам для всех
индивидуумов — «у самого последнего
бедняка в Англии такая же жизнь,
как у первейшего богача» — были
слышны повсюду, если не повсеместно
приняты. Индивидуализм остаётся
отличительной чертой Запада среди
цивилизаций двадцатого века. В одном
анализе, который сравнивал одинаковые
показатели в пятидесяти странах,
двадцать государств с наибольшим
показателем индивидуализма включали
все западные страны, кроме Португалии
и Израиля. Автор другого межкультурного
исследования индивидуализма и коллективизма
также подчеркнул преобладание
индивидуализма на Западе и превалирование
коллективизма во всех других культурах,
и пришёл к выводу, что «ценности,
которые наиболее важны на Западе,
менее важны во всём мире». Снова
и снова жители Запада и не-Запада
указывают на индивидуализм как на
центральную отличительную черту
Запада»
С этим
определением я согласна. При этом
индивидуализм предполагает, что каждого
конкретного человека рассматривают
как отдельную личность, а не как часть
племени (семьи, сообщества, государства,
культуры, цивилизации), к которому он
принадлежит.
Коллективистская модель
(которая действительно в большей степени
свойственна не-Западным культурам)
склонна обобщать, оценивать людей в
зависимости от того, к какой группе они
принадлежат. Например, приписывать
носителям определенной религии общие
качества, которых нет у всех носителей
этой религии, и которые даже никак не
связаны с религией.
Что и делает
Хантингтон, описывая столкновение
«Западной» и «Исламской» цивилизаций.