Страницы

пятница, 13 октября 2017 г.

Хадия Абдельрахман: “5 крутых женщин-мусульманок, которые были лидерами феминистических движений по всему свету”

Источник:Everyday Feminism Переводчик: Ольга Тарабрина
Мусульманки разговаривают и улыбаются
Однажды я была на конференции Организации Объединенных Наций, и одна из белых участниц встала и объявила, что она организует конференцию о насилии над женщинами-мусульманками и арабками (это не одно и то же, но кого это волнует?).

Она долго говорила о том, что нет платформы, где они могли бы говорить о насилии, через которое они проходят, - ей казалось, что важно, чтобы она сама что-то такое организовала. После мероприятия я подошла к ней. Я представилась и сказала ей, что хочу узнать больше о конференции и о докладчицах, которых она выбрала.
Я спросила ее, связалась ли она с какой-нибудь из женских организаций на Ближнем Востоке или с кем-то из мусульманского сообщества. Ответ был прост: “Нет, я ни одной такой организации не знаю. Думаю, они недостаточно активны.”
Хотела бы я, чтобы от такого ответа я лишилась дара речи, но когда растешь и видишь в телевизоре, как люди, ничуть не не похожие на тебя, постоянно обсуждают твою жизнь, это просто воспринимается как норма.
Я перечислила ей несколько имен, но она даже не потрудилась записать их. Я же не потрудилась следить за развитием ее проекта.
Это было не наше мероприятие, и нам не нужна была её конференция, чтобы прозвучали наши голоса (или голоса тех, кто не выглядит как мы, но все же говорит о нас).
Этот разговор заставил меня сильнее заинтересоваться женщинами, которые каждый день собирают все свои силы, чтобы изменить жизнь в обществе. Теми, кого порой не замечает западный феминизм, так как они не вписываются в стереотипные представления о слабых угнетенных мусульманках.
Так что, позвольте мне поделиться с вами списком женщин, которые были отличными лидерками движений, которые объединились и меняли окружающий мир.

Я делюсь этим с вами, чтобы пригласить вас в сферы, в которых мы уже действуем. Такие женщины существовали веками, усердно работая, чтобы бесстрашно добиваться справедливости.  


1. Хинд Макки

В начале это было ее личное неприятие того, как малы пространства для женщин в мечетях. Хинд Макки завела блог в Тумблере и страницу на Фейсбуке, где документирует разные женские сектора для моления в мечетях по всему миру.
Обсуждение того, как расстроены и раздражены мусульманки отведенными для них в мечетях пространствами - маленькими, грязными, недоступными - идет годами.  Идея Хинд была в том, чтобы показать неравенство между секциями и, иногда, красоту тех мест, где все сделано правильно.
Сотни женщин посылают в этот проект фотографии и письма о своем опыте  посещения мечети.
Хинд запустила проект в 2012, после того, как ее подругу практически выкинули ее из мечети, изругав ее за то, что она посмела молиться в мужской молельной зоне (она сделала это из-за того, что секция, предназначенная для женщин, была душной и обветшалой).
- Я оптимистично верю, что если больше людей увидят фотографии мест, где женщины вынуждены молиться, у нас появится больше мужчин-союзников, которые объединятся с нами, чтобы улучшить ситуацию,- заявляет Хинд в своем Тумблере.

Прочитать больше о проекте Хинд можно здесь.

2. Хидает Туксал

Турецкая феминистка и теологистка Хидает Туксал предлагает уникальный и вдохновляющий взгляд на сегодняшнюю разделенную на лагеря Турцию. Мизогиния  ее коллег по школе побудила Туксал начать изучать теологию ислама, чтобы использовать ее как способ борьбы с религиозным сексизмом, для того, чтобы освободить религиозный текст от интерпретации, основанной на мужском опыте.
Туксал получила жесткую критику от феминисток как левого, так и правого крыла.
Она была ходячим парадоксом, когда носила головной платок в ультра-светской на тот момент Турции.
В стране, где можно было быть либо ультра-ортодоксальной, послушной, носящей платок мусульманкой, либо убежденной светской женщиной, протестующей против покрытия головы, Туксал создала свою альтернативу.
Эта альтернатива  для женщин, которые нашли себя в исламе и освободились через его текст и практики. - Нет единого феминизм,  как нет и единого ислама,-  заявила Туксал в интервью. - Учитывая это разнообразие, могу сказать, что феминизм мне близок из-за общего духа борьбы, и отказа от менталитета, который воспринимает мужчину как  “правильного” человека, и считает женщину человеком второго сорта.

3. Асма Ламрабет

Морокканская феминистка Асма, терапевт по профессии, работала врачом в центральной Америке, где познакомилась с Теологией Освобождения, которая помогла ей задуматься об освобождении в ее собственной религии, исламе.
Теология Освобождения развилась из христианского движения в Латинской Америке, которое провозглашало освобождение и справедливость для угнетенных, и смотрело на религию сквозь призму этого подхода.
Ламрабет фокусируется на обсуждении определенных обычаев, таких, как хиджаб, через контекст западной колонизации. Также она изучает, как культурная и политическая ситуация в определенные периоды истории влияла на интерпретацию Корана, делая ее более патриархальной.
Ламрабет рассматривает полную насилия историю западного колониализма и империализма как фактор, сформировавший текущее гендерное и социо-политическое неравенство, которое существует во многих частях мусульманского мира.
Отвергая западный феминизм, Ламрабет критикует существующий в нам миф о том, что все женщины сражаются в одной битве против гегемонии патриархата, вне зависимости от исторического и географического контекста. Она пытается развенчать идею о том, что в этой борьбе объединены все женщины поголовно.  
Она утверждает:
- В мейнстримном феминистическом мышлении игнорируются такие проблемы, как колониализм, расизм и рабство. Как южные или “маргинализованные” феминистки, мы должны учитывать наш собственный опыт, который позволит нам развить собственную стратегию сопротивления и активизма.
Она считает себя феминисткой “третьего пути” - той, что отвергает обе стороны, что сейчас существуют в мейнстримном понимании гендера: западный феминизм и религиозный консерватизм.
Ее вера в третий путь помогает ей найти освобождение в трактовке религиозных текстов без влияния патриархального или западного понимания ислама. Ламрабет написала пять книг об исламском феминизме, и я очень советую вам их прочесть.

4. Зайнах Анвар

Феминистка из Малайзии Зайнах основала в своей стране гражданскую организацию под названием Сестры В Исламе (SIS), которая фокусируется  на исламских законах о правах женщин и семейном праве в Малайзии.

Через SIS Зайнах и другие  малайзийские активистки пытаются претворить в жизнь различные идеи, включая описание основ гендерного права в исламе, которое бы учитывало разнообразие женского опыта.
Этот труд является частью более крупной задачи - борьбы со стереотипами о гендером неравенстве в исламе. Исследуя, докладывая и повышая информированность общества,  SIS надеются реформировать местные законы, чтобы сделать их более гендерно равноправными.
Анвар говорит, что организация началась с вопроса: - Если Бог справедлив, если ислам справедлив, то почему же законы и правила, созданные во имя ислама, создают несправедливость?
Благодаря этому вопросу  SIS сумели собрать вместе ученых, юристов, теологов и активистов, чтобы вместе пристально изучать исламский семейный закон и Коран, и увидеть, что же на самом деле там говорится о таких вопросах, как домашнее насилие, полигамия и послушание.  
Перечитывая текст и помещая его в социо-политический контекст,  SIS пытаются изменить восприятие общества и реформировать законы на конституционных основаниях.
Вы можете прочесть интервью с Зайнах, чтобы лучше узнать о ее взглядах.

5. Амина Вадуд

Рожденная в семье протестантов-методистов, Амина Вадуд приняла ислам в ранних 1970-х. Получив степень доктора по Изучению Ислама и Арабской Культуры в университете Мичигана, Вадуд провела некоторые время в Каире, углубленно изучая ислам в историческом мусульманском университете Аль-Ажар.
С того времени Вадуд посвятила себя тому, чтобы усилить голоса других женщин. Она занимается этим из-за того, что считает, что патриархат на самом деле отдаляет людей от понимания ислама.
Она считает, что если кто-то верит в превосходство мужчин над женщинами, то он тем самым противоречит посланию Корана, которое говорит о равенстве женщин и мужчин, и напрямую пропагандирует идею о том, что все мы равны перед ликом Аллаха. Действуя согласно этой точке зрения, Вадуд отрицает патриархальный подход к исламу, и берет на себя инициативу по прочтению пятничных проповедей смешанной пастве и проведению молебнов среди смешанной паствы (работа, которую традиционно выполняют мужчины).
Вадуд нарушает зону комфорта, и заставляет всех начать  разговор и спросить самих себя: о чем на самом деле говорит Коран? За что на самом деле выступал Пророк Мухаммед?
Это любопытство ведет нас к новым вопросам, и благодаря этому, как верит Вадуд, мы сможем прийти к пониманию сути текста, искаженного патриархатом.
Вадуд развернуто говорит об этом процессе в своей книге ”Коран и женщина, которая читает священный текст с женской перспективы”.
***
Я рассказала вам об этих великих женщинах в надежде, что это подтолкнет вас изучить богатую историю мусульманок-активисток.
Все ли они согласны друг с другом? Наверное, нет. Поддерживают ли их все мусульманки? Я так не думаю.
Но они создают для самих себя и для других возможность изучать и открывать собственное понимание ислама, и предоставляют инструменты для освобождения.
Каждая мусульманка находится в уникальных отношениях со своей религией, самой собой и собственной женственностью, и все они должны быть признаны и уважаемы.  

И надо говорить вслух о  любом движении к освобождению, которое использует угнетение другой группы и создает несправедливость. Эти женщины признают это и  публично бесстрашно об этом говорят, чтобы истина не была забыта. ____ Хадия Абдельрахман является представителем Everyday Feminism. Она окончила Университет Рутгерса с двойной специализацией: в области женских и гендерных исследований и в области ближневосточных исследований. Сейчас она работает в Нью-Йорке с беженцами и с людьми, которые запрашивают политического убежища. Когда она не занята работой, она пишет яростные тексты и стихи. Ей нравится писать о беженцах, интерсекциональном феминизме и государственном насилии по отношению к цветным людям. ___ На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.