Страницы

воскресенье, 6 августа 2017 г.

Рейчел Коэн-Роттенберг: «Почему так много людей не понимают системного угнетения?»

Переведено специально для сайта и паблика Пересечения

Источник: Disability and Representation

Недавно я участвовала в дискуссии о том, почему цветные люди так часто становятся жертвами повышенного внимания со стороны полиции (подумайте вот над чем- их гораздо чаще обыскивают, и это не считая других нарушений их прав), и почему они непропорционально чаще задерживаются и арестовываются. Как обычно в подобных дискуссиях, один из участников предложил ошибочное «решение». Это «решение» заключается в том, что цветные люди просто должны быть вежливее с полицией и не делать ничего, что может быть истолковано как подозрительное и потенциально опасное поведение. Другими словами, если бы цветные вели себя «нормально», все бы у них было хорошо.

Я снова и снова перечитывала эти слова — настолько они меня шокировали. Дело не только в том, что эти слова основаны на неверных идеях — они основаны на непонимании проблемы расизма и на идеалистическом представлении о всеобщем контроле над ситуацией. Они еще основаны на взглядах, которые когда-то разделяла и я: их автор считал, что общество справедливо, и что если мы все будем делать правильно, мы будем в безопасности.

Так много лет назад думала и я. А потом вдруг осознала, что невозможно обезопасить себя, сделав все «правильно», потому что в глазах того общества, в котором я живу, я сама по себе являюсь «неправильной». Сам факт существования маргинализированных людей воспринимается как ошибка, и именно поэтому они привлекают внимание полиции и других представителей власти. Именно поэтому чернокожий человек привлекает внимание просто из-за того, что водит машину, трансгендерный человек привлекает внимание просто из-за того, что идет по улице, а инвалид — из-за того, что он_а может вставать. Мы сами по себе считаемся «неправильными».

Итак, тела некоторых людей считаются провокационными сами по себе. Именно тела, а не наши намерения. Не наше отношение. Не наши действия. НАШИ ТЕЛА. Важно осознать этот основополагающий факт, который идет вразрез с убеждениями, что мы живем в справедливом обществе, в котором все хорошее вознаграждается, а все плохое наказывается. Осознание того, насколько иррациональными являются люди, оценивая наши тела по выдуманными ими же стереотипам, может сильно напугать. Потому что тогда придется признать, что вся система основана на произвольных и иррациональных стандартах. Это противоречит доминирующему западному убеждению о том, что люди — рациональные и просвещенные существа.

Очень сложно принять подобные вещи, особенно если вы о них еще не задумывались. Даже если вы об этом уже задумывались, с этим все равно сложно справиться. Это одна из причин, по которой даже люди, находящиеся в маргинализированных группах, не могут принять системной несправедливости, которая основана на неприятии их тел. Или, если они это все же понимают, им сложно понять иррациональность ненависти к телам других людей. Поэтому многие геи и лесбиянки являются расистами и трансфобами, многие цветные люди являются гомофобами и эйблистами, многие трансгендерные люди являются эйджистами и фэтфобами, а среди инвалидов можно найти немало женоненавистников и классистов. Разговаривая с людьми, вы найдете множество пересечений этих предрассудков, которые зачастую приправлены внутренней ненавистью к своему собственному телу.

Понимая, что эти нормы являются произвольными — нет вообще никакого смысла в том, чтобы плохо относиться к кому-то из их тел — легко понять, что все мы находимся в зоне риска. Стигмы со временем меняются. Удивительно легко перейти от привилегированной категории к стигматизированной. Чтобы это понять, просто поговорите с человеком, который получил инвалидность после того, как прожил всю жизнь неинвалидом, или с тем, кто растолстел после того, как большую часть жизни был худым, или со стариком, который очень долго выглядел молодым. После этого рушатся все представления о последовательности и рациональности общественного мнения. И после этого надо заново, по частям, восстанавливать свои взгляды на общество.

Вероятно, вы встретите других людей, которые тоже очнулись, и научились по-новому смотреть на мир. Но вы уже никогда не сможете поверить в то, что мир справедлив.