Страницы

среда, 18 ноября 2015 г.

Крис Гуин: "Моя перспектива: аутизм, сексуальная ориентация (или гендерная идентичность) и интерсекциональные пересечения"

Источник: Autism Acceptance Month

Вся штука в том, что когда мы обсуждаем такие вопросы как аутизм и сексуальная ориентация (или гендерная идентичность), мы рассматриваем их отдельно, но на самом деле в этих вопросах очень много интерсекциональных пересечений и взаимосвязей. Я сейчас не пытаюсь сказать о том, что если вы ЛГБТК, то вы скорее всего аутист и наоборот, потому что корреляция не означает причинно-следственную связь. Аутизм для меня такая же часть моей идентичности, как сексуальная ориентация и гендерная идентичность. И ЛГБТК-люди, и аутисты борются за принятие и равноправие, и их борьба очень похожа.

Как и представители ЛГБТК-сообщества, аутичные люди борются с тем, кем они являются. В жизни аутичных людей есть период, когда аутичный человек понимает, кто он на самом деле и вынужден принять этот факт. У некоторых это происходит фактически сразу, но некоторым для этого нужны годы. Мне понадобились годы на то, чтобы это принять. Меня диагностировали в 11 лет, но мои родители не говорили мне о диагнозе, пока мне не исполнилось 13. Конечно, я понимала что я другая и до того, как родители сказали мне о диагнозе. Я просто не знала, как это отличие называется.

Период взросления и осознания того, что значит мой диагноз был для меня периодом борьбы. Родители не объяснили мне подробности, касающиеся аутизма. Их объяснение было слишком простым. Но мне нужно было больше информации. Однажды в комнате родителей я нашла книгу о синдроме Аспергера (так конкретно называется мой диагноз). Я взяла ее и прочла от корки до корки. Синдром Аспергера в книге был показан явно не в позитивном свете, объяснения, что это такое были основаны на парадигме патологии, так что я узнала что быть аутистом - это очень плохо и думала так на протяжении многих лет. Мои родители (оглядываясь назад я понимаю, что благодарна им за это) никогда не водили меня ни на какую терапию аутизма. Единственное, что они для меня сделали - это забрали меня из моей общеобразовательной средней школы, где мне постоянно приходилось сражаться с системой и перевели меня на домашнее обучение. Зато я сама устроила себе "терапию". Я заставляла себя участвовать в разных ситуациях, связанных с общением, изучала своих сверстников, их социальные навыки и их манеру вести себя с людьми. Даже когда у меня случалась социальная или сенсорная перегрузка, я не давала себе прийти в себя. Если я делала перерыв, то тут же начинала называть себя лентяйкой. Существует такая необходимая для аутистов штука, которая помогает им успокоиться и перерабатывать новую информацию. Она наывается стимминг; стиммингом могут быть любые повторяющиеся движения тела. Самые распространенные стимы это тряска руками, раскачивания вперед-назад, покачивания ногой, но есть и много других видов стиминга. У меня самые распространенные виды стимминга - это раскачивания и покачивания ногой. Сейчас, когда я это пишу, я раскачиваюсь. В подростковом возрасте я не поволяла себе раскачиватся, и я ругала себя если вдруг начинала стимить. Главной целью моей жизни было ибавление от всех аутичных черт, и я считала комплиментом ситуации, когда люди говорили мне о том, что я не похожа на аутиста, когда я рассказывала им о том, что я аутист.

В процессе взросления ЛГБТК-люди сталкиваются с подобными ситуациями. В последнии годы ситуация улучшилась, но когда я была подростком, екс-гей терапия только начала вызывать протесты и ее только начинали критиковать. Екс-гей терапия - это "терапия", благодаря которой человек с помощью и молитв якобы избавляется от своей гомосексуальности ("молитесь, чтобы уничтожить в себе гея"). И с помощью поведенческой модификации. Иногда используется даже электрошоковая терапия. Шоковая терапия до сих пор используется против аутистов/инвалидов, потому что практически любое лечение нежелательного поведения инвалида (нежелательного с точки зрения опекунов и родителей) считается приемлимым.

(Примечание: Крис Гуин - создатель правозащитной организации Queerability, цель которой - помощь ЛГБТК людям с инвалидностью. На русском языке о Крис упоминалось в переводе статьи "Аутисты и квир: камин-аут в спектре")