Когда я начала вести этот блог, одной из моих главных задач было определить основные проблемы, с которыми сталкиваются аутичные ЛГБТ в России, и сделать так, чтобы эти проблемы перестали игнорироваться.
Поэтому, пожалуй, это должен был быть первый пост в данном блоге.
Но прежде чем говорить о жизни ЛГБТ+ аутистов, надо заметить, что:
1) Не проводилось ни одного мониторинга или соц.исследования о дискриминации ЛГБТ аутистов в России.
2) Общее число аутичных ЛГБТ-людей неизвестно, и эти цифры нельзя установить наверняка. На это есть несколько причин. Большинство аутичных людей в России не имеют официального диагноза. Уровень информирования об аутизме в стране крайне низкий, так что подавляющее большинство аутичных людей в России либо вообще не имеют диагноза и даже не подозревают о собственной аутичности, либо самодиагностированы/диагностированы специалистом, но у них нет документа, подтверждающего диагноз, либо имеют неверный диагноз (у многих аутичных людей в России ошибочно диагностируют шизофрению, шизоидное расстройство личности либо СДВГ). Это может сильно усложнить задачу проведения масштабного исследования об общем количестве ЛГБТ аутистов в России.
3) Известно, что общий процент ЛГБТ+ среди аутистов выше, чем среди не аутичных людей. Частично это связано с тем, что на аутичных людей в гораздо меньшей степени влияет воспитание, культурные нормы и стереотипы, поэтому среди них гораздо меньше латентных гомосексуальных/бисексуальных/гендерно ненормативных людей.
4) Западное сообщество людей, которые занимаются вопросами аутизма, расколото. Существует два подхода к вопросам аутизма, точнее две парадигмы, на которых они основаны: парадигма патологии и парадигма нейроразнообразия.
Парадигму патологии разделяют родители аутичных людей, многие специалисты, главы крупных фондов и исследовательских центров, занимающихся вопросами аутизма, организаций вроде Autism speaks и некоторые аутичные люди.
Сторонники парадигмы патологии считают, что аутизм - это тяжелое заболевание, которое надо лечить и предотвращать, в том числе они поддерживают идею поиска дородового теста на аутизм и предотвращения аутизма с помощью абортов.
Сторонниками парадигмы нейроразнообразия в большинстве своем являются сами аутичные люди, а также некоторые специалисты по аутизму (среди которых тоже немало аутичных людей), некоторые родители аутистов и некоторые политики, социологи и правозащитники. Сторонники парадигмы нейроразнообразия считают, что основная проблема аутистов не в том, что они аутисты, а в дискриминации и стигматизации со стороны общества. Они считают, что аутизм неотделим от личности человека, так как влияет на образ мышления человека, на его восприятие мира и даже на то, как человек относится к собственным интересам. Поэтому сама идея "исцеления аутизма" (которое, кстати, невозможно) кажется им неприемлемой - потому что это значило бы убить человека и заменить его другой личностью. Идею "предотвращения аутизма" они воспринимают как идею геноцида.
Организации, разделяющие парадигму патологии, получают гораздо больше финансирования чем те, которые разделяют парадигму нейроразнообразия. При этом большая часть денег организаций, разделяющих парадигму патологии уходит на поиски причин возникновения аутизма и методов его предотвращения, а не на исследования, касающиеся жизни аутичных людей. Организации, которые разделяют парадигму нейроразнообразия, чаще всего созданы аутичными людьми для аутичных людей. Они получают не так много финансирования и заняты в основном "насущными проблемами" вроде создания инклюзивной среды а школах и ВУЗах и правозащитной деятельностью. Поэтому организациям, разделяющим парадигму патологии, исследования сексуальной ориентации и гендерной идентичности аутистов недостаточно интересны, чтобы тратить на них много ресурсов, а у организаций, разделяющих парадигму нейроразнообразия нет возможностей заняться масштабными исследованиями на данную тему.
5) Как уже писалось выше, подавляющее большинство исследований, в том числе и по изучению сексуальной ориентации/гендерной идентичности аутичных людей, проводят организации, разделяющие парадигму патологии. При том, что подавляющее большинство ЛГБТ+ аутичных людей являются сторонниками парадигмы нейроразнообразия (этим, кстати, объясняется "культурное сходство" между квир-движением и движением за нейроразнообразие). И многие из этих людей не будут принимать участие в исследованиях организаций, разделяющих парадигму патологии.
6) Очень многие аутичные люди предпочитают термин "квир" и не относят себя к более конкретным категориям внутри ЛГБТ+ сообщества. Многим аутичным людям достаточно сложно понимать и применять к себе многозначные и не точные термины, и многие из них говорят, что им неудобно использовать какую-то конкретную самоидентификацию внутри ЛГБТ+, потому что подходящих идентичностей либо слишком много, либо эти идентичности меняются на протяжении времени и/или ни одна полностью не подходит и/или сложно подобрать конкретное слово и/или сама идея более четкого определения кажется им абсурдной. Поэтому для многих аутистов принять свое отличие от нормы и отказаться от какой-либо идентификации, относя себя к квир проще и удобнее, чем думать к какой же категории ЛГБТ+ сообщества себя отнести.
Это может мешать исследованиям о СОГИ аутистов, если исследования направлены именно на изучение какой-то конкретной сексуальной или гендерной идентичности среди аутистов.
7) Существует теория Барона-Коена об "экстремально мужском мозге" аутичных людей, которая достаточно широко известна среди людей, интересующихся аутичной тематикой. Из-за нее опыт гомосексуальных, бисексуальных, трансгендерных и асексуальных аутичных женщин часто игнорируется, и исследователи могут посчитать их "ненастоящими" гомосексуалами, бисексуалами, трансгендерами и асексуалами.
Итак, существует множество причин (перечислены только некоторые из них), по которым сложно определить общее количество и положение ЛГБТ+ аутистов в обществе, в частности в российском обществе. И все же можно выделить основные проблемы, с которыми ЛГБТ+ аутистам приходиться сталкиваться чаще, чем гетеросексуальным цисгендерным аутичным людям.
В данной статье рассматриваются основные проблемы ЛГБТ+ аутистов с учетом современных российских реалий.