Страницы

понедельник, 12 октября 2015 г.

Российские ЛГБТ+ аутисты. История Аймана Экфорда (Вероники Беленькой)

1) Как вы узнали о том, что вы аутист? Сколько лет вам тогда было? Что вы тогда об этом думали?


Это может показаться очень странным, но я узнала об аутизме случайно, благодаря собственной книге. Мне было семнадцать лет. До этого я видела аутичного человека только в фильме "Человек дождя", и он был не очень-то на меня похож. Но я слышала о том, что аутичные люди бывают очень разные, заинтересовалась этим и решила создать в своей книге "особенного" персонажа. Я стала искать информацию. И чем больше я находила информации, чем больше изучала опыт аутичных людей... тем понятнее мне становилось, что я одна из них! Это было очень странно, потому что разные вещи, множество вещей которым прежде я не находила объяснения вдруг стали понятны. И оказалось, что многие проблемы, которые казались мне чисто моими и уникальными, бывали и у других людей. Такое ощущение, будто я оказалась внутри фантастического фильма про инопланетного подкидыша, который всю жизнь чувствовал себя чужим и единственным в своем роде, а потом вдруг узнал, кто он. Я прошла тесты по самодиагностике. Несколько раз перечитала критерии диагностики... а потом мой диагноз подтвердил один мой знакомый, который учился на психотерапевта в частном ВУЗе, в котором преподавали зарубежные специалисты.



2) Расскажите о вашей сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Я цисгендерная лесбиянка. Говоря "цисгендерная" я подразумеваю то, что отношу себя к своему биологическому полу - женскому. Но я не считаю, что наличие женских половых признаков обязывает меня вести себя каким-то конкретным образом. Пол для меня значит не больше, чем русый цвет моих волос, а гендерные роли я считаю достаточно неудобной культурной надстройкой. У меня нет потребностей им соответствовать. И я принципиально не отношу себя к гендерквирам или к агендерам, потому что мой пол меня вполне устраивает, а мое восприятие гендера кажется мне нормой, как кажется нормой любое другое желание человека жить так, как ему хочется и мыслить естественным для него образом, не создавая в своей жизни лишних границ.



3) Был ли у вас период, когда вы отрицали свою сексуальную ориентацию/гендерную идентичность? И был ли у вас период, когда вы отрицали свою аутичность? Если да, то какой опыт был для вас более тяжелым?

Я слишком боялась, что я могу оказаться гомосексуалом, чтобы всерьез рассматривать этот вариант. Этот страх был основан на религиозных представлениях и доходил до того, что я могла биться головой об крышку стола или грызть себе пальцы чтобы отвлечься от мешающих мне мыслей о возможной гомосексуальности. Более подробно я уже писала об этом здесь.
Кроме того, мне было крайне сложно распознать сексуальное влечение, я не знала как отличить его от волнения и дружеской привязанности. Аутичным людям достаточно часто бывает сложно подобрать слова для своих эмоций, чувств и физических ощущений.

У меня были сомнения по поводу моей аутичности, потому что вначале мне казалось, что я должна полностью соответствовать всем аутичным признакам, даже если этого и не требовалось по критериям диагностики. Но я не отрицала свою аутичность. До того, как я узнала о ней, я часто думала, что я не имею право на свои отличия - к примеру то, что я плохо понимаю намеки или не могу регулировать громкость голоса - если у меня нет объективных причин объяснить это. Но подобные ощущения стали проходить после того, как я узнала об аутизме - ведь причина наконец-то была найдена! Так что да - принять собственную гомосексуальность мне было гораздо сложней. Сейчас иногда мне бывает даже сложно представить и осознать на уровне эмоций - вспомнить те эмоции - которые я испытывала в подростковом возрасте, когда могла биться головой только бы не думать о том, что я, возможно, лесбиянка или о своих постоянных молитвах на эту тему.

 4) Есть ли что-то в вашем опыте ЛГБТ+ аутиста то, что отличает его от опыта не аутичного представителя ЛГБТ-сообщества? В сети очень много информацию на ЛГБТ тематику, но практически ничего не говориться об ЛГБТ-аутистах. Казалось ли вам, что многое из того, о чем вы читаете, не относится к вам. Были ли вопросы, которые волнуют вас но которые практически не рассматриваются, когда говорят о не аутичных ЛГБТ людях?

Думаю, если бы я была нейротипиком, мне было бы гораздо легче осознать собственную гомосексуальность, потому что я смогла бы определить, что значит испытывать сексуальное влечение. Смогла бы подобрать нужное слово к своим ощущениям. И да, мне действительно кажется, что большая часть информации на ЛГБТ тематику не рассчитана на аутичных людей. Хотя бы потому, что на аутичных людей гораздо меньше влияет культура, а во многих статьях на социальную тематику (не важно, касаются эти статьи ЛГБТ тематики или какой-либо другой) очень часто используется выражение "все люди" или "все мы", когда говориться об общепринятых культурных нормах. Аутичные люди тем самым как бы вычеркиваются.Кроме того, из-за особенностей мышления и сенсорных особенностей, опыт ЛГБТ+ аутистов действительно во многом отличается от опыта нейротипичных представителей ЛГБТ+ сообщества.
К примеру, я не встречала ни одной статьи о моем опыте, связанном с прикосновениями. Мне всегда, сколько я себя помню, было очень неприятно, когда кто-то слегка прикасается к моему телу. И особенно неприятно, когда кто-то прикасается к моей шее - но мне нравиться, когда меня трогает и обнимает моя девушка. Возможно дело в том, что она тоже аутичная, ей тоже не нравятся многие прикосновения и что она инстинктивно чувствует, как именно не стоит ко мне прикасаться. А возможно и нет. Это феномен, который мне сложно объяснить.

5) С чем вы чаще сталкивались: с эйблизмом или с гомофобией? Были ли какие-то случаи насилия или дискриминации по отношению к вам, связанные с тем, что вы ЛГБТ-аутист?

 Примеры открытой гомофобии я встречала гораздо чаще, чем  примеры открытого эйблизма, но при этом лично я пострадала от эйблизма гораздо сильнее. Возможно еще и потому, что о моей гомосексуальности никто не знал, пока мне не исполнилось 19 лет, а аутичное поведение я демонстрировала всегда, даже не замечая этого.

6) Совершали ли вы камин-аут? Если да, то когда и как это произошло? Какова была реакция ваших знакомых?

Я поняла (точнее окончательно осознала и приняла) то, что я лесбиянка только в 19 лет, и решила сразу же написать об этом некоторым своим хорошим знакомым. Во-первых потому, что к тому моменту я уже знала, что буду заниматься ЛГБТ и квир активизмом, потому что большинство моих аутичных знакомых называли себя "квир". И я знала, что я буду говорить о личном опыте. И я не хотела, чтобы мои прошлые заявления о моей гетеросексуальности выглядели как ложь (в каком-то смысле они и были ложью, но только по отношению к себе).

Реакция моих знакомых по интернету в основном была нейтральной, даже во многом положительной - некоторые из тех, кто сами принадлежали к ЛГБТ+ сообществу поздравили меня с тем, что я наконец-то приняла и поняла себя.

Так что камин-аут  и мой интерес к ЛГБТ тематике в каком-то смысле стал маркером, по которому я смогла определить, как человек ко мне действительно относится, кто является моим другом, а кто нет.
И я прекратила общение с несколькими своими гомофобным знакомыми. Нескольким я сама решила не писать, один человек, с которым я переписывалась три года, еще до камин-аута добавил меня в черный список за то, что я не поддерживаю закон о "пропаганде гомосексуализма" - перед этим он написал, что "гомосексуализм законом не преследуется" а я "умираю и тащу за собой всех остальных". Я так и не поняла, что он имел ввиду. 
Еще несколько родственников, чья реакция может быть очень негативной, не знают о том, что я гомосексуал, хоть я и полностью открыта. Я просто не разговаривала с ними достаточно долго. Но я не знаю какая, к примеру, может быть реакция у моего дедушки, который говорил, что мои одноклассники правильно делали, что издевались над мальчиком за то, что он похож на гея, - что так ему и надо, или у тети, которая явно отрицает, что животные могут быть гомосексуальны и верит в действие "пропаганды".

Мои родители отреагировали очень странно. Мама очень странно отвечала на мои сообщения, а когда через неделю мы с моей девушкой пришли к домой к моим родителям, она решила поговорить со мной наедине. В разговоре были в частности использованы выражения вроде "Бог не мог создать бракованного человека", сравнение моих отношений с моей девушкой с тем, что некоторые католические пасторы насилуют мальчиков, а "гомосексуализм" - с убийством и воровством. 

После той встречи я думала о полном разрыве отношений, я боялась видится с родителями, даже не хотела забирать одежду из дома. Я боялась встретить их на улице, поэтому даже боялась уезжать далеко от дома. Но примерно через две недели после нашего личного разговора (через три недели после камин-аута) мама зашла в квартиру, в которой я живу со своей девушкой - просто открыла дверь и вошла без стука - вечером я забыла закрыть дверь. Она пришла утром и разбудила меня, и когда я увидела ее, мне казалось, что я все еще сплю - настолько это было неожиданно. Спросонья я не знала, как мне реагировать. И я начала с ней говорить. Мы решили дать друг другу второй шанс.

7) Что насчет аутичного камин-аута? Говорите ли вы своим знакомым о том, что вы аутист? Если да, то какой обычно бывает их реакция? С каким камин-аутом было больше проблем?
Когда я говорю о том, что я лесбиянка, я чаще сталкиваюсь с неприятием. Когда я говорю о том, что я аутист, я чаще сталкиваюсь с недоверием, потому что большинство Российских граждан думают об аутистах как о людях с тяжелой интеллектуальной инвалидностью, или о людях, которые не могут говорить, или о людях, которые являются "жесткими интровертами" и поэтому им сложно поверить, что просто "чудаковатая" и достаточно общительная девушка может быть аутичной. 


8) Что бы вы посоветовали родителям аутичных детей, которые узнали, что их дети принадлежат к ЛГБТ-сообществу?

Я хотела бы прежде всего посоветовать им понять, что их дети остались прежними. Они были гомосексуальными задолго до того, как вы об этом узнали - задолго до того, как об этом узнали они сами! Это просто ваш ребенок - он такой же, как прежде, он не изменился. Теперь вы просто знаете название его/ее ориентации и/или гендерной идентичности, которая была у него/нее всю жизнь! И все! Точно так же, как аутизм - это только название того, каким всегда был ваш ребенок. Вы не можете сделать своего ребенка гетеросексуалом, цисгендером или нейротипиком.
Вы можете мучить себя и его, можете разорвать отношения и потерять его навсегда, а можете его принять. Выбор остается за вами. 
Но помните, что ваш ребенок не выбирал, каким ему родиться: он не выбирал своей неврологической вариации, не выбирал сексуальную ориентацию и гендерную идентичность! По своему опыту могу сказать, что при нынешней ситуации в России практически никто не выбрал бы гомосексуальность. Просто потому что никто не хочет, чтобы его дискриминировали, никто не хочет, чтобы его семья имела меньше прав, чем другие семьи, никто не хочет, чтобы его избили или изнасиловали за то, что любит того, кого любит... 
Поэтому еще один мой совет - защищайте своего ребенка. Поощряйте его желание защищать свои права. Потому что аутичные люди подвергаются насилию и дискриминации чаще, чем нейротипичные. У ЛГБТ+ аутиствов вероятность подвергнуться насилию еще выше. 

9) Что бы вы посоветовали аутичным подросткам, которые только осознают свою гомосексуальность (бисексуальность, асексуальность и т.п., в зависимости от вашей собственной сексуальной ориентации) и/или аутичным трансгендерным подросткам? Есть ли что-то, что вы хотели бы сказать себе в более раннем возрасте по этому поводу? 

Да. Сейчас я говорю исключительно о ситуации, похожей на мою собственную. Поэтому я буду писать о гомосексуальности. 
Удары головой об стол, кусание рук и пальцев, а также молитвы не помогут избавиться от гомосексуальности. Я пробовала все эти способы, и они не работают. Зато они очень плохо влияют на выполнение повседневных задач.
Лучше вместо того, чтобы заниматься подобными вещами, подумайте над тем, что плохого в том, что вы гомосексуальны. Если дело в религиозных запретах, как в свое время было у меня, то поищите информацию об аффирмативном и квир-богословии.
Если вы христианин, помните, что Библию писали люди, и даже на святых и очень мудрых людей влияет культура.
Не убеждайте себя в том, что гомосексуальность не может не считаться грехом просто потому, что грехом ее считает большинство людей. Вспомните историю, вспомните все мировые войны и фашистскую Германию, вспомните то, как часто люди отрицали научные открытия, которые позже изменили жизнь человечества, и подумайте наконец над тем, как часто это ваше непогрешимое "большинство людей" ошибалось! Большинство людей не привыкло самостоятельно анализировать факты, которые их не касаются. Большинство людей боится всего отличного и странного. Не будьте как они. Не дайте вашим сомнениям помешать вам мыслить логически. 

Вы не виноваты в том, кто вы, вы не выбирали свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность. Если вы христианин, подумайте вот над чем... И если Бог любит всех, то почему и за что он должен ненавидеть определенную категорию людей, которая не виновата в своих отличиях? Не кажется ли вам, что подобные предположения противоречат самой сути христианства? 
Постарайтесь прекратить думать о самоубийстве - вспомните хотя бы, насколько это большой грех, если уж вы начали думать о грехах. Немедленно прекратите самоповреждающее поведение. Если у вас обсессивно-компульсивное расстройство и у вас появились ритуалы, связанные с вашими сомнениями, их тоже надо прекратить немедленно, как бы вам ни хотелось повторять их - пока они не стали занимать большую часть вашего времени.