Страницы ИГИЛовских женщин полезно читать именно с точки зрения феминизма и активизма.
Для того, чтобы понять, что толкает "обычных" женщин на то, чтобы бросить все и бежать в чужую страну. И далеко не всегда "их мужики заставили". Даже у патриархалок могут быть причины, не основанные на патриархальных стереотипах.Они часто пишут о проблемах женщин из меньшинств, в том числе российских меньшинств, на которые не принято обращать внимание.
Но это не просто напоминание о проблемах Чечни или Дагестана, или о разрушительной силе исламофобии.
Проблема в том, что когда говорят об Даиш, то обычно представляют себе "чертей с рогами". Монстров. И вот ты видишь перед собой самых обычных женщин, которые дурачатся, шутят, готовят тортики, обсуждают занятия с детьми и постят котяток.
Многие из них довольно образованы в исламских вопросах - удивительно образованы для верующего из России, я бы сказал. Потому что скажем большинство православных не знают чем отличается православие от католичества. Эти же мусульманки прекрасно знают, во что они верят. И еще - они искренние.
Многие из них уже давно разочаровались в Даиш.
Многие продолжают наивно и фанатично верить в то, что "Дауля аль Исламийя покорит весь мир".
Есть те, кто всегда был идейный.
Есть те, кто поехал по большой любви или за компанию.
Многие из них оказались почти перед невозможным с психологической точки зрения выбором - принять, что они совершили ошибку значило бы принять что они, скажем, виноваты в смерти своего ребенка под завалами.
Представить что их сын-подросток был не прав, когда подорвал себя это усомниться в том, что сын-подросток в раю.
Осознать что не все на Западе или в России их ненавидят, нормально относиться к Западным людям - это сблизиться с агрессором, с теми, кто нанес психологическую травму твоему ребенку, уничтожил с помощью белого фосфора детей твоей лучшей подруги, убил твоего ребенка когда разбомбил какую-то больницу в Ракке.
Самое главное, самое основное что осознаешь - эти ИГИЛовские женщины люди.
В этом есть одновременно и "банальность зла" о которой писала Аренд в своих рассуждениях о фашистах.
И понимание того, насколько же все же легко "попасть в секту", насколько люди, способствующие преступлениям, мало отличаются от тех, кого ты видишь рядом, насколько причисление многотысячной толпы женщин в категорию "преступницы" абстрактно и неоднозначно, насколько государства и правозащитники не умеют справляться с такими сложными вопросами.
И насколько легко потерять "субьектность" в восприятии других, когда речь заходит о "плохих" людях.