Важный кусок текста не только для христиан, но и для иудеев и мусульман
I. Содом и Гоморра
Прежде всего, важно понять, что в античности люди не имели представления о гомосексуальности как идентичности, ориентации или образе жизни. Фактически в древнееврейском и древнегреческом языке нет слова, которое отражало бы современное понимание гомосексуальности. На том уровне понимания, который был в древние времена, они могли рассматривать гомосексуальность как единичные акты, а не комплексный феномен. Более того, термин «гомосексуальность» был введен в обращение только во второй половине XIX века, а слово «гомосексуальный» было впервые использовано в Библии только в 1946 году, когда был опубликован Пересмотренный стандартный перевод (Revised Standard Version).
Первое предполагаемое осуждение гомосексуальности мы встречаем в истории о Содоме и Гоморре, в книге Бытия 19:1-11, согласно ей Бог уничтожил города за их «беззаконие». История рассказывает нам, что группа мужчин заставляла Божьего служителя Лота выдать им трех гостей-мужчин (они не знали, что гости на самом деле ангелы), чтобы они могли «познать его», то есть вступить с ним в сексуальные отношения. Лот категорически отказывался это сделать, а в какой-то момент предложил взамен своих девственных дочерей, но жители Содома не проявили к ним интереса.
Однако нигде в этом тексте не говорится, что эта толпа чем-то отличалась от разбойничающих гетеросексуалов: нам просто говорят, что жители хотели изнасиловать гостей Лота. Очень долго из этого текста извлекалось предположение, что бесчинствующая толпа состояла из гомосексуальных мужчин и что гомосексуальность процветала в Содоме. Такое понимание текста привело к ошибочному, но, к сожалению, широко распространенному в качестве библейской истины заключению, что Содом и Гоморра были уничтожены за «грех» гомосексуальности. Именно из этого ошибочного прочтения родились термины «содомит» и «содомский закон», последний использовался для криминализации однополого секса даже между взрослыми людьми по взаимному согласию в Америке и ряде других стран. Трагично осознавать, что такие законы все еще существуют и активно продвигаются в пугающе большом количестве стран.
Хотя сама Библия рассказывает нам другую историю: задолго до всей этой шумихи с гостями Лота Бог уже осудил Содом за то, что его жители «были злы и весьма грешны» (Бытие 13:13), очевидно, это общее обозначение для всех видов проступков. Но в чем именно заключался грех Содома? Книга Иезикииля (16:49) объясняет, что эти грехи не были связаны с сексуальностью, а скорее заключались «в гордости, пресыщении и праздности» (то есть жадности), потому что «она руки бедного и нищего не поддерживала». Пророк Иеремия (23:14) обозначает те же причины, и вновь среди них нет гомосексуальности. В Евангелии от Матфея (10:14-15) Иисус намекает, что Содом был уничтожен за грубое негостеприимство — реальную угрозу для общины и физического выживания в сельском мире того времени. Послание Иуды (1:7) в основном приписывает уничтожение Содома сексуальным преступлениям, но снова без указания на гомосексуальность: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию».
Библейские ссылки на Содом и Гоморру в подавляющем большинстве касаются вопросов алчности, бессовестности и насилия как главных грехов, секс (и гетеросексуальный, и гомосексуальный) почти не упоминается. Более того, еврейские авторы не ассоциировали грех Содома и Гоморры с гомосексуальностью до появления работ еврейского философа Филона Александрийского в первом веке нашей эры, спустя 600-700 лет после создания книги Бытия. Но даже тогда его мнение цитировалось с различными оговорками вплоть до шестого века нашей эры.
Из всего вышесказанного следует неизбежный вывод: использование термина «содомит» со всеми его аморальными и греховными коннотациями в качестве обозначения гомосексуального человека не имеет никакого основания в Библии, потому что история Содома и Гоморры не связана с гомосексуальностью. Очень важно осознать этот ключевой момент, потому что такое трагическое непонимание сегодня приводит к социальной маргинализации и прямому насилию в отношении гомосексуалов.»