Страницы

суббота, 2 февраля 2019 г.

5 Причин появления Мери-Сью

Источник: Подслушано: эйджизм
Очень часто молодые начинающие авторы создают в своих произведениях образы "идеализированных себя". Особенно часто подобные образы встречаются в фан-фикшенах (или в фанфиках) - в произведениях на основании других произведений - и в насмешку называются "мерисьюшными". Взрослые привыкли смеяться над подобными персонажами, и списывать их появление в фанфиках исключительно на молодой возраст авторов. Возможно, в чем-то они правы, вот только дети обычно создают подобных персонажей не по глупости. Причины гораздо глубже и интереснее. Вот, в чем мне кажется, заключаются пять основных причин, по которым дети создают "мэрисьюшные образы" чаще, чем взрослые.


1) Взрослые в принципе реже пишут фанфики. Многие люди - особенно на постсоветском пространстве - считают этот жанр детским, и взрослым кажется "не круто" его использовать. Так что взрослые чаще просто ограничают свое творчество, и в этом нет ничего крутого.


2) Взрослые чаще боятся заявлять о своих мечтаниях открыто.
Многие взрослые тоже любят идеализированных персонажей-героев. И многие из этих взрослых тоже мечтают подобным образом. Они самые крутые, все их уважают, и, если они склонны фантазировать на тему любимой книжной или киновселенной, то, конечно, и в ней они оказываются героями и спасителями. Вот только они уже привыкли к тому, что общество - во всяком случае, многие люди на постсоветском пространстве - не очень хорошо относится к подобным мечтаниям, и поднимет их на смех. Многие из них помнят об этом с детства, когда их родители и другие взросыле поднимали их на смех за подобные фантазии. Их уже приучили стыдиться своих мечтаний, и скрывать их от окружающих.

3) Взрослым может быть неприятнее создавать "идеализированных себя".
Ощущение: "как я напишу об этом, ведь на самом деле я не герой, я ничтожество, и ничего не могу" - идет с детства, потому что именно такое "послание" отправляют многие родители своим чадам, и подкрепляют его тем, что заставляют детей жить так, как хочется им. Подросшие дети, привыкшие подчиняться, часто выбирают тот образ жизни и ту специальность, что им "подсказали" родители, но которая им совершенно не подходит. В итоге они чувствуют неудовлетворенность своей жизни, и ощущают, что их потенциал так и не был раскрыт. Сложно чего-то добиться в области, которую ты ненавидишь, даже если у тебя есть потребность чего-то добиваться (или если тебе эту потребность навязало общество).
Поэтому, проживая жизнь в подчинении, заученном с детства, взрослым может быть неприятно анализировать свои мечты, в том числе через литературное творчество.


4) Взрослые могут реализировать себя в реальной жизни.
Через фанфики и мечты молодые авторы могут "выбрать" ту жизнь, которую они хотят. Конечно, и взрослые люди редко становятся космонавтами, королевами, джедаями и магами!) Но взрослые люди могут хотя бы сменить место жительства, выбрать образ жизни, круг общения - то есть, потребность в переменах у них может быть не такой сильной, как у многих несовершеннолетних, а значит, желание реализовать ее хотя бы в форме творчества тоже будет слабее.


5) Детям чаще навязывают ощущение ничтожности.
Большинству людей - любого возраста - важно ощущение собственной значимости. Большинство людей хотят, чтобы их любили и уважали, чтобы ими восхищались, и именно это желание находит отражение в "мерисьюшных" историях.
Но детей в нашем обществе принято унижать. Их стремления и достижения принято не воспринимать всерьез, их мечты - обесценивать, а их личность считать лишь "приложением" ко взрослому, чем-то, что взрослые могут менять, как хотят.
Дети вынуждены ходить в школу, которую многие из них ненавидят.
Дети вынуждены подчиняться родителям, которые часто лишают их всякой свободы.
Какое уж тут геройство? Какое ощущение собственной значимости?
Единственный способ почувствовать себя сильным, ощутить возможность на что-то повлиять для многих заключается в этих самых фанфиках.