Источник: Подслушано: эйджизм
Я знаю многих взрослых, вроде бы успешно прошедших психотерапию, которые при этом ненавидят себя в детстве или обесценивают свои детские проблемы.
И когда я слышу их рассуждения на эту тему, мне становится интересно...
Действительно ли они разобрали ВСЕ свои психические проблемы, идущие из прошлого? В том числе последствия родительского абьюза, с которым сталкивалось большинство детей, и в котором большинство детей винит себя?
Очень сомневаюсь, что это так.
Ведь, вероятнее всего, психотерапевты разделяли принятые в культуре представления о семье, и убеждали клиентов что «родители всегда правы».
А значит, эти клиенты так и не смогли принять себя как полноценных личностей, и по-прежнему воспринимают себя как существ, заслуживающих унижения.
Ведь очень сложно одновременно ощущать, что значительную часть жизни ты был «жалким» и «глупым» человечком с «ничтожными» проблемами, а потом вдруг магическим образом стал «важным» человеком, чьи чувства имеют значение.
Так что «позитивные» изменения от подобной психотерапии в лучшем случае поверхностны, а в худшем - иллюзорны.
Для того, чтобы это понять, психотерапевтам надо не просто осознать, что дети - тоже люди. Им желательно было бы изучать основы теории освобождения молодежи точно так же, как сейчас некоторые продвинутые специалисты, работающие с проблемами домашнего насилия, изучают принципы феминисткой психотерапии.
Я знаю многих взрослых, вроде бы успешно прошедших психотерапию, которые при этом ненавидят себя в детстве или обесценивают свои детские проблемы.
И когда я слышу их рассуждения на эту тему, мне становится интересно...
Действительно ли они разобрали ВСЕ свои психические проблемы, идущие из прошлого? В том числе последствия родительского абьюза, с которым сталкивалось большинство детей, и в котором большинство детей винит себя?
Очень сомневаюсь, что это так.
Ведь, вероятнее всего, психотерапевты разделяли принятые в культуре представления о семье, и убеждали клиентов что «родители всегда правы».
А значит, эти клиенты так и не смогли принять себя как полноценных личностей, и по-прежнему воспринимают себя как существ, заслуживающих унижения.
Ведь очень сложно одновременно ощущать, что значительную часть жизни ты был «жалким» и «глупым» человечком с «ничтожными» проблемами, а потом вдруг магическим образом стал «важным» человеком, чьи чувства имеют значение.
Так что «позитивные» изменения от подобной психотерапии в лучшем случае поверхностны, а в худшем - иллюзорны.
Для того, чтобы это понять, психотерапевтам надо не просто осознать, что дети - тоже люди. Им желательно было бы изучать основы теории освобождения молодежи точно так же, как сейчас некоторые продвинутые специалисты, работающие с проблемами домашнего насилия, изучают принципы феминисткой психотерапии.