Страницы

воскресенье, 4 ноября 2018 г.

Айман Экфорд: «Новые Зачарованные. Почему истории ведьм идеально подходят для феминистских сюжетов»


Новые сестры из сериала Зачарованные


О ФАНТАСТИКЕ, ФЕНТЕЗИ И «ТОЛЕРАСТИИ».
В последнее время модно говорить о том, что фантастические и фентезийные сериалы создаются в угоду «толерастам».
На самом деле, фантастика и фентези всегда были продвинутыми, и снимались скорее не в «угоду» кому-то, а вопреки устоявшимся стереотипам. Чего стоит первый, оригинальный сериал «Звездный Путь» (Star Trek), в котором поднимались такие непростые для Америки 60-х вопросы, как межрасовые браки (это и первый межрасовый поцелуй на американском телевидении, и сюжетная линия Спока - полу-человека, полу-вулканца, сталкивающегося с дискриминацией в детстве и отчаянно пытающегося подавить в себе все человеческое), и осмысление Холодной войны и отношений с русскими (создание мира коммунистического будущего, и появление в сериале положительного русского персонажа).
Или, например, обратите внимание на потрясающую серию комиксов и фильмов «Люди Икс», где очень широко освещается тема дискриминации меньшинств. 
Или, как насчёт темы «чистокровности» в «Гарри Поттере», которая является прямым вызовом неонацистам? 
В общем, в фантастических и фэнтезийных книгах и фильмах очень часто поднимают темы, которые сами по себе намного сложнее этих произведений. И это одна из причин, по которым мне нравятся эти жанры - они позволяют взглянуть на сложные социальные вопросы со стороны, в контексте, на первый взгляд не связанном с нашим реальным миром, проанализировать их без привычного культурного налёта и понять, что знакомая нам проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется. Например, осознать, что дискриминация мутантов в «Людях Икс» - это в каком-то смысле и расизм, и антисемитизм, и эйблизм и дискриминация ЛГБТ-людей, потому что системы угнетения разных меньшинств работают схожим образом. 
Или мы можем понять на примере Гермионы Грейнджер из «Гарри Поттера» абсурдность ситуации, когда происхождение человека и его семейная история ставятся выше личностных особенностей. 
Возможно, именно поэтому подобные произведения очень не любят консерваторы. Они называют их «толерастными» из-за неспособности понять их смысл. 

Есть ещё один тип фантастики и фэнтези, которую часто называют «толерастной» - это произведения с правдоподобной репрезентацией маргинализированных групп населения. Например, в сериале «8 чувство» среди главных героев есть люди разного социального положения, разной расы и разной гендерной идентичности - в том числе, чернокожий парень из Найроби, трансгендерная активистка из Сан-Франциско, мексиканский актёр-гей и бизнес-леди из Кореи. Люди с подобными характеристиками существуют в реальном мире, но их редко показывают на экране.
Мы живём в мире, где люди очень сильно отличаются друг от друга. Но почти все фильмы посвящены приключениям белых гетеросексуальных нейротипичных героев среднего класса и мужского пола.
Или, в крайнем случае, жизни женщин, разделяющих гендерные стереотипы.
Любое отклонение от этих "неписаных норм" считается склонностью к «излишней политкорректности». Даже если в произведении нет ничего излишнего. В чем я ещё раз убедилась, посмотрев первые серии ремейка «Зачарованных», и прочитав отзывы об этом новом сериале.

О ГЛАВНЫХ ГЕРОИНЯХ.
В отличие от старого сериала, героини новых «Зачарованных» сильнее отличаются друг от друга. Их жизни не сосредоточены вокруг мыслей о парнях, как жизни Пайпер, Прю, Фиби и Пейдж. С первых серий видно, что у них гораздо более разнообразные интересы, цели и даже сексуальные предпочтения.
Прошло двадцать лет с момента съёмок оригинального сериала, общество стало наконец понимать, что женщины - тоже люди, и что женские образы могут быть такими же разными, как мужские.
Чем и оказалась недовольна часть аудитории, мечтающая увидеть истории патриархальных гламурных дамочек. И, что самое удивительное, новых героинь считают «слишком агрессивными» и «недостаточно женственными» даже женщины, называющие себя феминистками.

Итак, давайте рассмотрим этот сериал подробнее.
В основе сюжета лежат истории о ведьмах. Мне нравится, когда ведьм показывают сильными, независимыми женщинами, которых общество множество веков пыталось сломить и уничтожить за их знания, возможности и непокорность патриархату. Ведь в реальном мире общество часто видело угрозу в женщинах, посмевших посягнуть на мужские привилегии в науке, искусстве и политике.
Более того, в прошлом нашего, реального мира, ведьмами обычно называли женщин, посмевших бросить вызов гендерным стереотипам (в том числе тем, что они оказались в чем-то лучше специалистов-мужчин), или женщин, которые чем-то не угодили мужчинам (например, показались им слишком соблазнительными). 
Поэтому нет ничего удивительного в том, что ведьма, мать главных героинь из нового сериала «Зачарованные», была профессором гендерных исследований в университете. Легко понять, почему женщина с ведьминскими способностями заинтересовалась именно этим научным направлением. И почему так отчаянно старалась защитить своих учениц.
- Это не охота на ведьм! - жестко заявила она по телефону, когда требовала увольнения преподавателя, который домогался до своих учениц - причём так домогался, что в результате одна из девушек оказалась в коме.
Для Марисоль - так звали маму Зачарованных - это должно было иметь особое символическое значение - ведь как раз подобные мужчины, обвинившие ее, ведьму, в «охоте на ведьм», столетиями охотились на ни в чем не повинных ведьм!
Как потом оказалось, профессор-харрасмер оказался демоном, который питался жизненной энергией сильных женщин. Учитывая, что легенды о ведьмах - это прежде всего истории о сильных женщинах, которые противостоят патриархату, это, по-моему, неплохой сюжетный ход для подобного сериала.
Который заодно привлекает внимание к серьёзной социальной проблеме, которая наконец-то нашла достойное отражение в массовой культуре. 
Понятия не имею, почему, по мнению многих российских «феминисток», проблема домогательств, которая затрагивается в «Зачарованных», менее серьёзна, чем проблема дискриминации детей из смешанных семей, которая затрагивается в «Звездном Пути». 

Точно так же мне непонятны претензии к образам главных героинь. Как я уже писала выше, героини новых «Зачарованных» гораздо более разнообразны, чем сестры из оригинального сериала.
Самой странной кажется мне младшая сестра, эмоциональная и общительная Мегги, мечтающая попасть в модное студенческое общество, но я знаю множество похожих на неё девушек. Именно Мегги больше всего похожа на героинь из оригинальных «Зачарованных», и именно она вызывает меньше всего возмущения. 
Возмущение почему-то вызывают другие сестры: старшая, владеющая телекинезом Мэйси, и средняя Мэл, умеющая замораживать время.

Казалось бы, мы живём в 21-м веке, и скептическое отношение к мистике не должно никого удивлять. Особенно со стороны ученого. Я выросла в среде инженеров, поэтому скептицизм Мейси мне довольно понятен. Я видела много похожих на неё людей.
Поэтому мне непонятны те, кто считают Мейси слишком «сухой» и тем более «неправдоподобной». 

Но ещё больше публика недовольна средней сестрой, Мел.
Интернет-комментаторы называют ее агрессивной и неженственной лесбиянкой. Понятия не имею, почему женщина с типично женской походкой, та самая женщина, которая ещё и пользуется косметикой, вдруг оказалась «неженственной». Претензии к ее предполагаемой агрессивности тоже необоснованны - да, Мел феминистка, как и ее мать, и она тоже выступает против того, чтобы преподаватель, по вине которого студентка попала в кому, вернулся к работе! Подобная агрессия вполне обоснована. Думаю, никто не будет спорить, что такому преподавателю не место в колледже.
Да, ещё Мел ударила парня, который радовался смерти ее матери. Но как после такого не ударишь?
Кстати, интересный эксперимент - представьте на месте Мел парня. Посчитали бы вы поведение парня особо агрессивным, если бы парень ударил того, кто радовался смерти его матери? Думаю, большинство не посчитало бы. Так что дело не в агрессивности, и не в Мел, а в гендерных стереотипах. 
Именно они не дают зрителям принять персонажа-феминистку.
А возможно, дело ещё в том, что русскоязычные зрители не понимают, что в США феминизм - огромное, сильное движение с десятками тысяч последовательниц. 
Но даже если бы феминисток было мало - что плохого в фильмах про людей с необычными взглядами? Мы ведь видели столько сериалов о девочках, мечтающих о принцах, или о людях, верящих в пришельцев!


ДРУГИЕ ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ СЕРИАЛА.
Лично мне очень понравился образ фем-ведьмовской семьи. Во всех его положительных и отрицательных аспектах. Марисоль Вера, мать Зачарованных сестер, очень сильно накосячила, скрывая способности от дочек, и тем самым не подготовив их к ведьминской жизни. Фактически, скрывая информацию ради «блага детей», она подвергла их жизни опасности. И это прекрасный урок для родителей, верящих в пользу возрастных ограничений.
Разумные решения Марисоль также интересны.

Как ведьма, она понимала все превратности цисгетеро-патриархальной системы, и не разделяла гомофобные стереотипы общества. Она сама была дискриминированным меньшинством, и через своё угнетение понимала угнетение другого меньшинства. Поэтому сразу приняла тот факт, что ее дочь Мел - лесбиянка. По-моему, это первый сериал из тех, что я видела, где родители так просто принимают гомосексуальность ребёнка. Да ещё и поддерживают его активистские занятия. Я знаю такие семьи в реальном мире, и они зачастую чувствуют себя очень одиноко, потому что не видят похожих на себя людей. Здорово, что теперь они смогут увидеть их хотя бы на экране. 

Кроме того, я в восторге от самой идеи введения небелого гомосексуального персонажа с необычными способностями в качестве одного из главных героев. Это бросает вызов устоявшейся и давно надоевшей мне модели - «один человек- одно отличие». В которую не вписываюсь ни я, ни большинство моих хороших знакомых.

Если уж говорить о мистической составляющей сериала, хочу заметить, что феминистский подход совершенно ее не портит, а скорее даже дополняет, добавляя в сюжет о ведьмах новые оттенки и делая ее более правдоподобной и связанной с реальной историей обвинённых в колдовстве женщин. 

Итак, с нетерпением жду продолжения, и надеюсь, что оно меня не разочарует.