Источник: Ресурс
Он отражает мой опыт трансгендерной(1) женщины, и может не включать в себя какие-то вещи, с которыми сталкивались другие трансгендерные люди, или включать в себя то, с чем некоторые другие трансгендерные люди не сталкивались. Этот текст также не исчерпывает собой весь мной трансгендерный опыт.Изначально этот текст не планировался как статья. Иногда я записываю разные вещи для того, чтобы не забыть, иногда — для того, чтобы выплеснуть их на бумагу и иметь возможность посмотреть на них другими глазами, а иногда — просто потому, что чему-то внутри меня кажется важным что-то записать, без какой-либо цели. Это одна из тех вещей, что я делаю в рамках работы над собой. Я писала этот текст не за один подход, а понемногу дописывала абзацы много дней, давая себе время подумать и вспомнить побольше. И когда я увидела, что он вышел довольно большим, я вдруг подумала: я много раз сталкивалась с необходимостью объяснять разным людям, какие негативные стороны есть у факта моей трансгендерности, какие ограничения она накладывает на меня. Когда такое объяснение происходит спонтанно, я не всегда могу вспомнить всё или сформулировать достаточно хорошо. Но в записи это может показаться кому-то интересным, поэтому я решила опубликовать это.
Итак…
Что для меня значит быть трансгендерным человеком?
Это когда ты годами не посещаешь бассейны и открытые водоемы, спортзалы и другие подобные места.
Потому, что найти купальник, который бы хорошо утягивал — это очень трудно, потому, что в какую тебе идти раздевалку —непонятно, потому, что в какой бы ты в итоге ни оказалась — неясно, как ты будешь там при всех переодеваться, да и не готова ты к таким жертвам.
Это когда ты не можешь пойти и купить себе алкоголь или посетить мероприятие с возрастным цензом/предварительной записью по документам.
Вернее, можешь, но ты неизбежно столкнешься с необходимостью объяснять о себе что-то, чего ты объяснять не обязана и не хочешь, людям, которые не слишком рады это услышать и вообще торопятся, а к тому же склонны тебе с первого раза не поверить, и твои объяснения, вероятно, услышит вся очередь, и это не слишком-то безопасно. Проще отказаться от всей затеи.
Это когда поездка на междугороднем автобусе, поезде или путешествие на самолете полны сюрпризов.
Например: когда у тебя будут проверять проездные и обычные документы, будет ли контролер/проводница/стюардесса делать это так громко, что об этом узнают остальные пассажиры? Будут ли у тебя из-за этого неприятные разговоры, полные нравоучений и неприязни на ровном месте? Сразу ли тебе поверят, что документы твои? Сколько раз и скольким людям тебе придется доказывать, что ты — это ты? Провезут ли тебя вообще, или попытаются сказать какую-нибудь глупость (к примеру, перебросить на тебя ответственность за потенциальное прохождение таможни) в попытке отговорить тебя ехать?
Это когда любые твои интересы, предпочтения и поведение могут быть и будут использованы против тебя.
Если бы речь шла о другом человеке, все перечисленное было бы просто необычно, неконформно, странно, удивительно. Но если речь идет о тебе — то в глазах людей есть некая связь между твоей трансгендерностью и любым другим твоим отличием. У тебя необычные сексуальные предпочтения, особенные интересы или неловкое поведение не потому, что так получилось, а потому, что ты трансгендерна. Хуже того: для некоторых наоборот, ты утверждаешь, что ты трансгендерна именно потому, что у тебя такие предпочтения, интересы или поведение. Ты странная потому, что трансгендерная, и веришь в свою трансгендерность потому, что странная. Газлайтинг(2), пытающийся уверить тебя в том, что у тебя что-то не в порядке с головой, будет ждать тебя при любом упоминании любого твоего отличия всюду, кроме близкого тебе круга проверенных людей, а иногда и там тоже.
Это когда вопреки всему твоему персональному опыту во многих местах, где номинально запрещена трансфобия(3), будут оказываться люди, утверждающие, что трансгендерность — адаптивный выбор(4)…
…и результат социального давления, но считать это трансфобией будешь только ты, ведь они имеют право на свою точку зрения — даже если согласно этой точке зрения тебе приписывается то, что не является для тебя истиной, и даже если на основании этой точки зрения эти люди относятся к тебе с презрением или пренебрежением: ведь пока они стараются не показывать этого, даже если ты все равно знаешь об этом наверняка — никакая экологичность(5) пространства «не нарушается».
Это когда 99% врачей и специалистов, которые должны (в прямом смысле должны, это их профессиональная обязанность и ответственность, у них в документах об образовании сказано, что их этому «научили», даже если это совсем не так) знать, как тебя лечить, и чья помощь тебе необходима — ничего не знают о трансгендерности.
Компетентных эндокринологов, психиатров, пластических хирургов, да и обычных терапевтов, хирургов, психологов, которые не позволят себе оскорбительных высказываний, не будут учить тебя жизни, и главное, будут знать свое дело — можно пересчитать по пальцам, и для некоторых специальностей пальцев одной руки будет достаточно. Эта проблема есть даже для цисгендерных людей, но там все далеко не так плохо.
Это когда твое государство большую часть времени делает вид, что тебя не существует.
А когда изредка берется что-то где-то изменить в лучшую сторону (как правило, предварительно долгие годы откладывая эту необходимость в дальний ящик) — делает это так, что как минимум не вполне понятно, не стало ли еще хуже. Иногда — понятно, что стало.
Это когда обычная работа, с ежедневным посещением, официальным оформлением и зарплатой, с бейджем, который _не_ будет тебя аутить(6) и коллегами, которые _не_ будут знать лишнего — практически недостижимая мечта и крайняя редкость.
У тебя либо вообще нет работы, либо есть, но каждой собаке про тебя все рассказали и еще для посетителей на тебя повесили аутящую табличку, либо фриланс.
Это когда твоя дисфория(7) решает, какую одежду ты будешь носить.
Потому, что она более-менее согласится только с чем-то, что будет почти идеально, но у тебя или нет такой одежды, или ее очень мало, а еще даже идеальная одежда все равно не устроит твою дисфорию до конца. И каждая неудачная попытка подбора одежды сопровождается приступом отвращения к себе, с которым просто невозможно ничего сделать — можно лишь завернуться в плед, глубоко и часто дышать, закрыв глаза, не шевелиться, стараться ни о чем не думать и ждать. И особенно это замечательно, когда ты торопишься куда-то, и не можешь все отменить, поскольку подведешь этим других людей.
Это когда другие люди воспринимают тебя не так, как ты себя воспринимаешь, даже если ты давно живешь в естественной для себя роли.
Ты знаешь, каким должно быть твое тело, и глядя в зеркало, учишься не обращать внимания на мелочи, смотреть туда, где выглядишь лучше, сравнивать ощущения с реальностью, подбирать позы и углы поворота головы. Другие люди не знают, как ты должна выглядеть и чего не надо замечать, поскольку этого у тебя быть не должно. Они воспринимают тебя со всеми этими мелочами, которые, увидь ты их одновременно, да даже и по отдельности — вызывают у тебя желание забить себя о бетонную стену до смерти. В результате, когда они, к примеру, фотографируют тебя — они делают снимок, исходя из своего представления о тебе, а не твоего. Им кажется, что они используют свои божественные навыки, чтобы ты отлично выглядела на фотографии — в реальности же выходит так, что они, выбирая угол и освещение, подчеркивают все то, что ты в себе ненавидишь. Как результат, ты с ОЧЕНЬ большим скепсисом воспринимаешь слова парикмахеров, фотографов, стилистов, визажистов о том, что они могут сделать все круто и так, что тебе понравится.
(Это когда красивой, удобной и качественной обуви твоего размера просто нет)
Причем это даже не пятидесятый, это всего-навсего сорок третий. Есть даже цисгендерные женщины с такой ногой. Но магазины думают иначе. Не хочешь ходить босиком — добро пожаловать на знаменитый китайский сайт. Хочешь, чтобы было удобно и качественно — переплачивай за индивидуальный пошив обуви.
Это когда ты все время в уязвимом положении, всегда без денег, гарантий, перспектив и надежд.
Ты живешь у друзей, испытывая тем самым на прочность их альтруизм, порой плохо питаешься или не питаешься вовсе, не имеешь возможности обеспечить себе даже базовые потребности вроде лекарств и одежды, каждый день ждешь, что что-то случится и тебе окажется некуда идти и не на что жить. У тебя нет никаких накоплений на случай чего-то ужасного, нет запасных планов, нет ничего, ты беззащитна и беспомощна в этой беззащитности, и это не на неделю и не на месяц, ты долгие годы с этим будешь жить, и любопытно, как это отразится на твоей психике.
Это когда ты не можешь позволить себе надолго задержаться где-то или поехать куда-то на машине (которой у тебя нет) или автостопом на несколько суток.
Потому, что у тебя есть некоторые гигиенические потребности, которые не будут милосердны, и удовлетворить их в одиночестве в поездке или людном месте так, чтобы никто ничего не заметил — тот еще квест, который не всегда возможно выполнить.
Это когда чтобы найти работу, надо сменить документы.
Чтобы сменить документы, надо заработать денег на справки и обследования, а чтобы заработать денег, надо найти работу. Медицинская страховка не покрывает ни-че-го. А Трудовой Кодекс ни капли тебя не защищает.
Это когда ты не участвуешь в митингах, шествиях и пикетах потому, что находишься в более уязвимом положении, чем другие активисты.
Не по причине несогласия и не по причине боязни таких мероприятий, а потому, что если тебя задержат, всплывут и гигиенические потребности в условиях места содержания, и вопрос того, с людьми какого пола будешь сидеть, и то, что никто не будет к тебе обращаться иначе, чем по документам, и многое другое. Но самое главное — если за отстаивание моих гражданских прав и свобод я вынуждена буду иметь дело с репрессиями со стороны органов правопорядка, я хочу иметь с ними дело, как женщина, под своим именем — будучи собой. Большинство митингующих и шествующих по умолчанию имеют это право — быть собой перед лицом закона и/или самоуправства властей. Я — нет. Мне перед этим нужно сперва пройти долгий, дорогостоящий и выматывающий путь.
Это когда ты не можешь есть то, что тебе нравится в тех количествах, которых тебе хочется.
Потому, что располнеть для тебя — не вопрос того, плохо ли быть толстой (не плохо), а вопрос «пасса»(8), уж на что я не люблю этот термин. Пять лишних килограммов уничтожат все твои усилия, которые ты каждый день прикладываешь, чтобы если еще не быть в полной мере собой, то хотя бы испытывать от самой себя поменьше страданий и, приятным бонусом, восприниматься окружающими в комфортной роли. И заодно испортят твое отражение в зеркале так, что ты захочешь родиться обратно. И нет, это не вопрос бодипозитива(9) и способности любить свое тело. Это вопрос гендерной дисфории, которой глубоко наплевать на бодипозитив. Она сожрет тебя с потрохами вне зависимости от того, насколько любые человеческие тела нормальны и прекрасны. Потому, что будет не затыкаясь напоминать тебе, что это тело не твое, даже если ты обладаешь им. Твое выглядит иначе.
Это когда почти любой разговор с незнакомым человеком пугает тебя, потому, что ты не знаешь, догадается ли этот человек о твоем трансгендерном статусе?
Или не догадается? Если да — как отреагирует, окажется ли для тебя опасен? Придется или не придется сообщить ему об этом статусе самостоятельно? Если нет, что соврать ему о тех событиях и периодах твоей жизни, которые могут выдать тебя с головой? Если соврешь сейчас, а потом все же придется ему открыться — как он отреагирует одновременно на трансгендерный статус и ложь в целях его сокрытия?
Это когда ты не можешь свободно исследовать свою сексуальность.
Потому, что во-первых, нельзя насладиться процессом, если испытываешь отвращение к себе, во-вторых, спонтанность полностью отпадает из-за необходимости готовиться к каждому акту приличное время, в-третьих, как выбирать партнера? Есть люди, которые согласились бы заняться с тобой сексом и получили бы от этого удовольствие, если бы сперва узнали тебя получше, а только потом узнали о твоем трансгендерном статусе. Но если все рассказать заранее, как по-хорошему и следует поступать, они откажутся сразу же, не дав тебе шанса. Потенциальная аудитория партнеров достаточно узкая, и непонятно, как их искать. Если искать среди людей, заведомо готовых на секс с трансгендерным человеком и ищущих такого контакта, многие из них будут воспринимать тебя не так, как тебе нужно (к примеру, ты не хочешь, чтобы они обращали внимание на определенные особенности твоего тела, а для них эти особенности — главная причина, по которой они тебя вообще ищут). Если вообще ничего не говорить — то реакция очередного партнера может оказаться для тебя не просто негативной, а хуже того — последней.
Кроме того, удачи с поиском компетентного сексолога. Вместо того, чтобы помочь тебе во всем разобраться, большинство из них будут действовать в соответствии с пунктами 4 и 6.
Это когда мало кто готов на серьезные и длительные отношения с тобой.
Потому, что весь этот список трудностей — прямо скажем, не для всех, и люди предпочитают искать более легкие варианты. А пока ты еще сама не можешь составить такой список и выразить все это словами, многие пункты окажутся для твоих потенциальных партнеров сюрпризом, с которым ни ты, ни они не будете знать, что делать. К тебе не прилагается инструкции, помочь тебе может только опыт, но пока его нет — и ты, и люди, что захотят быть тебе близкими, всего этого нахлебаются и никому из вас это не будет весело.
Это когда ты каждый раз «подвисаешь», когда нужно указать для чего-то свои ФИО.
В некоторых случаях указывать паспортные — необязательно, потому, что никто не проверит. Например, при оформлении дисконтной карты в какой-нибудь магазин. С другой стороны, в некоторых случаях указать не-паспортные ФИО — большая ошибка, которая создаст проблемы. Кроме того, в случае той же дисконтной карты, можно указать не-паспортные ФИО, но потом нельзя пользоваться «скидкой в день рождения», т. к. придется предъявить паспорт и он будет не совпадать с указанными данными. Но и светить паспортными данными перед кассиршей во все остальные дни в году без какой-то важной причины тоже не хочется. И ты редко когда знаешь наверняка, каких данных от тебя хотят — как в паспорте, или любые сойдут.
Это и многое другое. Даже за долгое время не получится записать всё.
Это испытание, которое тебе приходится проходить всю твою жизнь, которое съедает твои силы и нервы, которого почти никто вокруг тебя не замечает (или не хочет замечать) и не считает значительным (или не хочет считать). За его прохождение тебе не будет никакой награды — только то, что и так уже есть у большинства людей. Но за провал ты несешь ответственность размером с целую жизнь, и никому нет дела ни до этого факта, ни до того факта, что ты себе всего этого не выбирала. И это тяжело. Но если ты умеешь учиться, оно может научить тебя многим важным вещам. Не навешивать ярлыков. Не обесценивать чужой опыт. Не делить мир на черное и белое. Ценить свои потребности и желания. Уважать потребности и желания других. Не слушать стереотипов. Я лишь надеюсь, что со временем я тоже научусь этому как следует. И еще — что справлюсь.(1) Трансгендерность — несовпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом. Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, т.е. как мужчины, женщины или представителя другой категории. Противоположностью термина «трансгендерность» является термин «цисгендерность», означающий совпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом. Людей, чья гендерная идентичность женская, называют трансгендерными женщинами, а людей, чья гендерная идентичность мужская — трансгендерными мужчинами. Идентичность необязательно должна укладываться в эти две категории.
(2) Газлайтинг — форма психологического насилия, задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности; психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным.
(3) Трансфобия — враждебное отношение к трансгендерным людям. Может выражаться в форме насилия, дискриминации, ненависти, отвращения, агрессивного поведения по отношению к людям, которые не соответствуют существующим в обществе гендерным ожиданиям и нормам.
(4) Адаптивный выбор — (фем. теория) выбор, совершенный под влиянием и давлением стереотипов, общественных норм и ожиданий. Такой выбор совершить легче, чем выбор, идущий против стереотипов, общественных норм и ожиданий, в результате людей, делающих адаптивные выборы, больше, т.к. для этого не требуется лишних затрат усилий или особых личностных качеств.
(5) Экологичность — (психология) бережность в отношении существующего. Принцип экологичности включает в себя действия, не вызывающие последствий, о которых будут жалеть окружающие или человек. Внутренняя экологичность — уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Экологичность пространства означает использование принципов экологичного общения в этом пространстве, правила, обеспечивающие эту экологичность.
(6) Аутинг — предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Может быть расценен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни, может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Противоположен по смыслу каминг-ауту — добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
(7) Гендерная дисфория — психологический стресс при трансгендерности, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины. Может иметь различные причины, внешние проявления и длительность. Самая глубокая форма — когда индивид полностью отвергает пол, зарегистрированный при рождении и испытывает тяжелый психологический дискомфорт от несоответствия своего самоощущения физическим и социальным ожиданиям. Такой дискомфорт может приводить к тяжелым последствиям, вплоть до депрессии и самоубийства. В проекте МКБ-11 весь блок F64 “расстройства половой идентификации» (трансгендерность) заменен на «гендерное несоответствие». Таким образом, МКБ-11 отождествляет трансгендерность и гендерную дисфорию. Также из «психических расстройств и расстройств поведения» этот раздел перенесен в «сексологию».
(8) Пасс — способность восприниматься в обществе в качестве представителя/ницы желаемого гендера. Неоднозначный термин, широко распространенный в транс-сообществе. В числе проблем этого термина — его лукистская составляющая (основанность на внешнем виде, деление сообщества на тех, чей вид достаточно или недостаточно хорош), его направленность на соответствие общественным ожиданиям (проблемным самим по себе). Не все трансгендерные люди употребляют этот термин.
(9) Бодипозитив — феминистское движение, целью которого является побудить людей принимать тело других людей таким, какое оно есть. В более широком смысле распространяется также на позитивное отношение к собственному телу.