Страницы

суббота, 23 июня 2018 г.

Как критиковать Израиль, не будучи антисемитом

Источник: This is-not Jewish
Если вы когда-нибудь обсуждали израиле-палестинский конфликт (или читали об этом конфликте), уверена, что вы слышали нечто вроде:

- Да эти евреи ЛЮБУЮ критику Израиля воспринимают как антисемитизм!

Для того, чтобы был смысл об этом писать, предположу, что люди, выражающие подобные взгляды, действуют из лучших побуждений и на самом деле не хотят создавать проблемы евреям или задеть кого-то из еврейской диаспоры. Для этих благожелательно настроенных людей я написал рекомендации о том, как не перейти черту в этом непростом конфликте, и обосновал, почему перечисленные мною действия являются проблематичными. (А если у вас плохие намерения, то делая что-то из этих пунктов, вы больше не сможете оправдывать себя незнанием. Воспринимайте это как предупреждение). У этих пунктов нет какого-то конкретного порядка.

1. Не используйте термины «кровожадные», «жаждущие палестинской крови» и т.п.
Веками евреев убивали из-за веры в то, что мы якобы используем в своих религиозных ритуалах кровь не евреев (обычно детей). Этот стереотип по-прежнему сохраняется в большей части арабского мира (в основном из-за того, что белые европейцы намеренно распространяли эти идеи среди арабов), и в некоторых частях западного мира. Можете использовать слова жестоко, бесчеловечно, убийственно, злобно. Но тема крови... просто не используйте ссылок на нее. И по тем же причинам не надо использовать карикатуры, на которых Израиль/израильтяне/израильские политики едят детей.

2. Не используйте  изображения распятия. Еще один антисемитский стереотип заключается в том, что якобы евреи, а не римляне, распяли Иисуса. Это исторически мотивировало антисемитов. Как и первый предрассудок, этот стереотип все еще существует.
Есть множество других способов изобразить страдание, не возрождая древнюю клевету.



3. Не требуйте, чтобы евреи публично осуждали действия поселенцев или экстремистов.
Люди, которые предъявляют подобные требования, показывают, считают всех евреев ужасными люди или думают, что к евреям не надо прислушиваться, пока они не «докажут» что соответствуют установленным не евреями стандартам. (Точно так же не стоит требовать от палестинцев, чтобы ради того, чтобы их приняли/им доверяли, они должны публично осуждать действия ХАМАС).

4. Не говорите «евреи», когда вы имеете в виду  Израиль. Думаю, всем ясно, почему.  Влиятельные израильтяне действительно являются евреями, но не все евреи израильтяне (и израильские лидеры).

5. Не говорите «сионисты», когда вы имеете в виду действия израильского правительства.
Слово «сионизм» — не хуже и не «грязнее» слова «феминизм». Это просто убеждение, что у евреев должно быть свое государство на земле своих предков, где они могли бы укрыться от антисемитизма и преследований, с которыми они сталкивают во всех других частях света. Это не значит, что вера в это дает евреям право отнимать чужие земли, или что евреи лучше не евреев, точно так же как и то, что если  вы феминистка, то это не значит, что вы ненавидите мужчин. Если вы не считаете, что Израиль должен быть полностью уничтожен, вы сами сионист. Более того, использование слова «сионисты» вместо «израильтяне»  не только неточно, но и вредно. Слово «сионисты» распространяется и на евреев, живущих в диаспоре (многие из которых разделяют идею о создании двух государств и практически никто из них не имеет влияния на израильскую политику), но оно используется для оправдания антисемтистких преступлений за пределами Израиля (т. е. Они якобы накликали это на себя, будучи сионистами). И многие из евреев, живущих в Израиле, из тех, кто проявляет больше насилия по отношению к палестинцам на самом деле анти-сионисты. Они считают, что современное государство Израиль совершает преступление по отношению к Богу, потому что его законы не основаны на Галахе (традиционные иудейские религиозные законы). Так что будьте осторожны в выборе слов, которые вы используете.

6. Не называйте евреев, с которыми вы согласны, «хорошими евреями». Нехорошо переносить свои нормы на другую группу. Нехорошо обращать внимание только на «удобных» представителей меньшинства ради видимой «толерантности». Нехорошо считать себя вправе судить, во что должны, а во что не должны верить представители другой группы.

7. Не прикрывайтесь еврейскими друзьями и евреями, которые разделяют вашу позицию. (А-ля «Я не могу быть антисемитом, у меня ведь есть друзья-евреи!» или «Ладно, а еврей Х со мной согласен, так что вы ошибаетесь»). Опять-таки, таким образом, вы используйте «удобных» вам евреев для создания видимости нормального отношения к евреям, и тем самым показываете, что считаете что можете судить, во что должны, а во что не должны верить евреи, и что они должны или не должны чувствовать. А вы не должны так себя вести.

8. Не называйте евреев этническими европейцами. У евреев может быть разный цвет кожи — белый только один из вариантов. Кроме того, тот факт что у многих из нас есть генетическая связь с народами которые пытались заставить нас ассимилироваться (будь это немцы, эфиопы, индийцы, итальянцы...) не отменяет того факта, что наши общие предки родом из Израиля.

9. Не говорите, что какие-то евреи «не НАСТОЯЩИЕ/ПРАВИЛЬНЫЕ евреи». Пункт не требует пояснений.

10. Не утверждайте, что у евреев нет настоящей исторической связи с Израилем/с Храмовой горой. Археологические и исторические работы доказывают, что это утверждение ошибочно.

11. Не обвиняйте евреев из диаспоры в «двойной лояльности» и в измене. Это еще одно обвинение, которое исторически использовалось для оправдания преследований и убийств евреев. Стремление сохранить связь с родиной наших предков естественно. Стремление сохранить связь с нашими единоверцами, которые там живут, естественно. Евреи, которые при голосовании думают о благополучии Израиля не большие предатели, чем мусульмане, которые при голосовании думают о благополучии исламских стран. (Но хватит уже использовать беспилотники).

12. Не утверждайте, что евреи контролируют СМИ/банки/страну (если эта страна не Израиль).
Вот еще один исторический антисемитский аргумент, который основывается на идее, что евреи как нация стремится контролировать мир и старается использовать для этого какие-то зловещие теневые каналы. Да, в банковской индустрии и в СМИ много известных евреев, но они не являются частью какой-то организованной группы заговорщиков, чтобы подмять эти индустрии под себя. Они просто работают в этих индустриях, и все. Фраза «евреи контролируют» не должна когда-либо звучать в разговорах/дискуссиях об Израиле.

13. Не изображайте Маген Давид (Звезду Давида) как подобие нацистской свастики. Маген Давид является символом всех евреев и иудеев — не только израильтян, не только тех, кто применяет насилие к палестинцам. Это символ ВСЕХ евреев. И когда вы так ее изображаете, вы выставляете всех евреев жестокими, склонными к геноциду расистами. Хватит!

14. Не используйте в качестве риторической опоры ссылки на Холокост/нацизм/Гитлера. Евреи, которые были убиты во время Холокоста, так и не вступили на землю Палестины, и не они создали израильскую политику и идеологию. Несправедливо использовать их смерть для достижения своих политических целей. Геноцид, расизм, оккупация, убийства, уничтожение — используйте эти термины, но оставьте Холокост в покое.

15. В иллюстрациях (в политических карикатурах и т. п.) об Израиле/израильтянах не используйте стереотипы о евреях. Не рисуйте их в хасидских черных шляпах. Не рисуйте им огромные крючковатые носы или рыжие волосы или пейсы.  Не рисуйте их с рогами или так, чтобы они были похожи на дьявола. Не изображайте, как они «чахнут» над деньгами/собирают уйму денег. Не изображайте, как они пьют кровь или едят детей (см. пункт 1). Не изображайте, что они насилуют нееврейских женщин. Нацисты не создавали сюжеты для антисемитской пропаганды. Все эти стереотипы создавались на протяжении столетий (Например, изображение рыжеволосых евреев восходит к ранним изображениям Иуды Искариота, который якобы был рыжим, а рога связаны с предрассудками о том, что евреи — дети дьявола, призванные уничтожить мир во имя своего «отца»).

16. Не используйте фразу «избранный народ» в насмешку, или для того чтобы доказать, что евреи — расисты. Когда мы, евреи, говорим, что мы избранный народ, мы не намекаем ни на какое биологическое превосходство, или на то, что Господь любит нас больше других народов. На самом деле, иудаизм учит, что каждый человек может быть праведным, божьим человеком, и что евреи обязаны быть милосердными и помогать «чужакам среди нас», и что не евреи не становятся проклятыми от того, что разделяют другую веру. Когда мы говорим, что мы — избранный народ, мы имеем в виду только то, что согласно нашей вере Бог дал нам дополнительные обязанности и кодексы поведения в виде Торы, которыми не обременены другие люди. Вот и все что это значит.

17. Не говорите, что антисемитизм искоренен или сведен к минимуму. Это не так. Фактически, согласно данным международных правозащитных организаций, он набирает обороты. (К сожалению, это неудивительно — исторически антисемитизм возрастал во время экономических кризисов, спасибо мифам о том, что евреи контролируют банки). Подобные утверждения обвиняют нас в том, что мы не можем правдиво говорить о своем собственном опыте, и обесценивают этот опыт.

18. Не говорите, что евреи/израильтяне тоже антисемиты, потому что палестинцы тоже семиты. Вы не можете переопределять, что такое угнетение других людей, точно так же как вы не можете решать за них, как им воспринимать это угнетение. Также это касается пункта 8. Не делайте так. Уже сто с лишним лет слово «антисемитизм» означает предрассудки по отношению к евреям. Придумайте новый термин для обозначения угнетения палестинцев, или называйте его тем, чем оно является: смесью расизма и исламофобии.

19. Не говорите евреям, которые обвиняют вас в антисемитизме, фразу из начала этой публикации (т. е. то, Что вся критика Израиля является антисемитизмом). Не все антиизраильские речи являются антисемитскими (есть много ценной, обоснованной критики Израиля), но некоторые явно являются. Прислушайтесь к претензиям и задумайтесь над своим мнением. Если эти претензии кажутся вам неубедительными, в этом нет ничего страшного. Но хотя бы выслушайте их (без споров), прежде чем сделать вывод.

Уверен, что это неполный список, но он хотя бы охватывает все основные вопросы, о которых я думаю. (буду рад материалам для его улучшения).

- Но подождите! Какой нам смысл обо всем этом думать? Мы ведь защищаем тех, кто страдает.

Вы должны об этом задуматься, потому что абсурдные стереотипы вроде изложенных выше пугают евреев, сочувствующих палестинцам, и мешают им присоединиться к вашему делу. Вы должны об этом задуматься, потому что, к сожалению, израиле-палестинский конфликт коррелирует с всплесками антисемитских атак во всем мире, атак на евреев, которые не влияют на Израильскую политику, и подобное поведение это усугубляет, хотите вы этого или нет.

Израиле-палестинский конфликт является настоящим минным полем в вопросах взаимодействия угнетенных групп — это конфликт представителей угнетенной расы и этно-религиозной группы, которая доминирует в Израиле, но маргинализируется и демонизируется в других странах (в наше время часто эти настроения оправдываются тем, что у евреев из диаспор есть этнорелигиозные связи с населением Израиля). Так что чертовски сложно проявлять социальную осведомленность и сочувствие к обеим группам. Я это понимаю. Но я считаю возможным соблюдать этот баланс, и надеюсь, что этот пост вам в этом поможет. (И если палестинцы составят подобный список проблематичных аргументов, которые они слышат в свой адрес, я с радостью его переопубликую).

Итак, вот сокращенная версия того, что можно и чего нельзя делать:
1. МОЖНО продолжать критиковать Израиль.
2. НЕЛЬЗЯ использовать антисемитские стереотипы и сюжеты.
3. НЕЛЬЗЯ использовать для обвинения слова, которые могут распространяться на всех евреев, а не только на тех, кто формирует израильскую политику.
4. НЕЛЬЗЯ использовать ложь для усиления своих аргументов.
5. НАДО прислушиваться к евреям в разговорах об Израиле и антисемитизма, а не просто отмахиваться от
них, не соглашаясь с любыми их утверждениями.
6. ПОСТАРАЙТЕСЬ с вниманием отнестись к тому, что вне зависимости от того, насколько это справедливо или несправедливо, многие люди все равно будут использовать словесные и физические нападки на евреев из диаспор из-за действий Израиля, евреи, живущие в диаспорах, это прекрасно понимают, и им это не нравится.

И пусть в наши дни будет мир.

____
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.