Я 8 лет назад, во времена моего активного интереса к феминизму |
Некоторые из них даже ссылались на неких «феминистских экономисток», желая показать, что феминизм допускает только «левый» взгляд на экономику, и игнорируя тот факт, что среди феминисток всегда были люди с разной экономической позицией.
Но я могу с уверенностью говорить только о своем опыте.
Поэтому, накануне 8 марта, который в активистких круга считается одновременно «левым»и «феминистским» праздником, я хочу рассказать о том, как я пришла в феминизм.
I.
Мне было 10 лет, когда я отчетливо и окончательно осознала, что гендерные стереотипы мешают мне жить. Тогда я начала интересоваться политикой. Я смотрела политические ток-шоу, слушала все разговоры о политике, следила за новостями, а когда поняла, что это не поможет мне разобраться в происходящем, читала о политике все, что попадалось мне под руку. Примерно так я изучала любую интересующую меня тему - изучала все, что могла о ней узнать, самые разные точки зрения, а потом сама делала выводы. У меня тогда были проблемы с доступом информации: у меня еще не было интернета, свободы передвижения по городу и денег, чтобы купить нужные мне книги, но я изучала все, что могла найти.
Я не знала ни одного мальчишки, который интересовался бы политикой так же сильно, как я. Но когда я заявила, что хочу стать президентом России, мне сказали, что это не женское дело. Когда я пыталась выяснить почему, никто не мог ответить мне ничего конкретного.
«Так уж повелось».
«Такая культура».
«Никто не будет за тебя голосовать».
«Даже в США еще не было женщины-президента».
Даже мой дедушка, поддерживающий мое решение, и веривший, что я смогу стать президентом, считал, что это очень смелое желание для женщины.
Тогда я стала понимать, что гендерные стереотипы - это не отражение статистики. Я поняла, что «Женщинам важнее всего семья и дети, а мужчинам - работа» и «девочкам нравятся куклы, а мальчикам - машинки», это не результаты неизвестных мне статистических исследований, а отражение системы угнетения. Эти вещи навязываются и предписываются людям культурой.
Конечно, тогда я еще не формулировала эти идеи подобными словами. У меня не было слов для обозначения этого явления, но я отчетливо ощущала, что в культуре есть нечто, способное испортить мне жизнь, нечто иррациональное, что я еще не могу обозначить и поэтому не знаю, как с этим бороться. И это меня пугало.
II.
Примерно через год я окончательно осознала, что Россия слишком странная страна, чтобы ею управлять (сейчас я бы назвала эти странности «непонятным для меня менталитетом» и «неправовой системой», но тогда у меня тоже не было этих слов). Еще я поняла, что на президента могут оказывать слишком большое влияние те, кто финансировал его избирательную кампанию, и тогда еще не могла понять, что я могу поделать, кроме как... самой профинансировать чью-то избирательную кампанию!
Это была одна из причин, по которой в раннем подростковом возрасте я решила заниматься бизнесом.
Были и другие... Вот некоторые из них. Думаю, важно знать их, чтобы понять, КЕМ я была тогда, и ЧТО именно привело меня в феминизм.
- Мне было интересно изучать, как работают крупные корпорации, как устроена банковская система, и следить за изменениями на фондовом и валютном рынке.
- Я обожала что-то создавать, менять и улучшать. Например, когда в 5 лет я разочаровалась в своем детском садике, и увидела заброшенный советский детский сад в деревне, в которую я ездила отдыхать, я решила его восстановить, но только модернизировать, создать новую программу и превратить его в детский сад своей мечты. Я даже хотела продать часть своих вещей и рисунков (которые взрослые так нахваливали), чтобы начать сбор средств на восстановление детского сада. Я готова была уделять ему практически все свое время. Так рассуждала практически всегда, столько, сколько я себя помню. Когда я видела, что какое-то государственное предприятие плохо работает, и мне это мешает (скажем, троллейбус государственной компании снова сломался), я обычно думала о том, как я могу приватизировать эту компанию и улучшить ее работу. И дело тут было не в желании помогать людям, а в стремлении действовать, в желании постоянно двигаться к какой-то цели, возиться с какими-то проектами, которые можно очень долго изучать и которым можно уделять все свое время.
- Мне не просто нравилось создавать что-то новое. Мне нравилось наблюдать за тем, как это делают другие. Я научилась понимать символы и то, что они могут значить для людей, изучая логотипы крупных корпораций. Я с восхищением смотрела на строящиеся небоскребы и мне казалось, что это одно из самых прекрасных зрелищ, что я когда-либо видела. Фактически, частное предпринимательство казалось мне прекрасным, как и сама рыночная система.
- Я не доверяла государству. Ну совсем не доверяла. Как и окружающим меня людям. Законы свободного рынка казались для меня гораздо более предсказуемыми, чем добрая воля чиновников или народа, потому что выбирая товары и услуги, люди ориентируются на собственные интересы, а выбирая политические программы в гораздо большей степени ориентируются на предрассудки, которые полностью иррациональны. Кроме того,не в моих привычках было ожидать от других тех перемен, которые я могла бы осуществить сама, или которым я могла бы поспособствовать. Поэтому моя тогдашняя идиллия - это государство, в котором правительство практически не вмешивается в дела рынка и в жизни граждан. Значит, все важные социальные штуки, все перемены в обществе смогут создаваться за счет тех, у кого есть деньги. А я хотела внести в существующую систему очень много изменений.
- Я почти никогда не чувствовала себя в безопасности и думала, что меня убьют, если я не смогу купить себе безопасность. Я читала о евреях, убитых во время Холокоста, и очень четко ассоциировала себя с ними. И читала о тех евреях, у кого были деньги для того, чтобы вовремя уехать из Германии или Польши, и начать новую жизнь. Еще я читала про Меера Амшеля Ротшильда, в которого бросали камнями за то, что он еврей, когда он был ребенком и жил в гетто, и о том, что он стал первым евреем, получившим титул и доступ в высшее общество (а вместе с ними влияние и безопасности для себя и для своей семьи), и возможность помогать другим евреям. Я же тоже хотела найти людей, похожих на меня, и стать для них той, кем мне самой тогда очень не хватало. Я хотела хоть немного их обезопасить - и для этого мне были нужны ресурсы. Не зная об аутизме, я, фактически, хотела помочь аутичным людям так же, как Ротшильды и Монтофиоре помогали евреям. И я хотела получить инструмент, чтобы преодолеть мешающие мне системы угнетения вроде эйбджизма (который я к тому времени уже замечала) и сексизма (который я только начала замечать).
- Мне нравилось осознание того, что я могу заработать деньги. Я знала, что я могу предложить обществу и считала справедливым, что общество взамен предложит мне богатство и безопасность. Я буду получать плату за товары, которые люди сами у меня покупают. И использовать эти деньги для того, чтобы купить то, что я хочу. Это намного лучше, чем когда тебе приходится получать подарок за то, что ты чья-то дочь, и поэтому родители «тебя любят», а потом оказывается, что ты за этот подарок еще что-то должна родителям.
- К тому же, в моей семье навязывался альтруизм и самопожертвование, и мое стремление разбогатеть, работая над тем, что интересно мне, занимаясь тем, чем я занимаюсь исключительно ради своего счастья и потом тратить деньги на то, на что я хочу, просто потому что я этого хочу, было своеобразным видом бунтарства (хотя я никогда так не формулировала свои цели). В общем, в отличие от «нормальных» (по мнению окружающих) человеческих взаимоотношений, рыночная система казалась мне простой и понятной.
III.
На первый взгляд, все просто. У человека дофига причин для того, чтобы заниматься бизнесом, так почему бы и нет?
На «нет» было несколько причин.
Ну, во-первых, из-за эйджистких законов у меня не было на это прав. И эти же самые законы превращали меня в раба моей семьи. А благодаря семье я узнала два очень интересных факта:
А) Во всех бедах мира виноваты капиталисты
Б) Оказывается, бизнес тоже «не женское дело».
IV.
Все негативное, что говорили мои родственники (и все окружающие) о «богатых», «капиталистах», «олигархах» и «бизнесменах» я воспринимала на свой счет. Потому что в этих историях я всегда понимала действия «богачей», но не могла понять причину «праведного гнева» своих родных. Для меня это были обычные речи ненависти, направленные на людей, с которыми у меня гораздо больше общего, чем со всеми, кого я знала.
Как вы можете легко себе представить, подобное вряд ли может позитивно отразиться на ребенке, который и без того не чувствует себя в безопасности.
Второе (гендерное) «препятствие» казалось мне не менее опасным и не менее абсурдным. Весь мир почему-то решил за меня, что для меня важнее всего дом, семья и дети, и ради моего же блага собирается меня ограничивать!
Внезапно оказалось, что женщинам почему-то не место в крупном бизнесе, хотя я, женщина, думала иначе!
Почему-то считалось, что все интересные области бизнеса - банковское дело, инвестирование, торговля, компьютерная промышленность, пищевая промышленность, автомобилестроение, военная промышленность - это «мужские» дела, а вот скучная и малодоходная ерунда вроде производства одежды и создания парфюмерии - женское дело.
Почему? Разве в производстве компьютеров участвуют половые органы? Разве первичные или вторичные половые признаки могут определять предпочтения потребителей, если речь идет не о проституции?
Это была до того абсурдная дикость, что мне было даже сложно поверить в ее существование.
При этом и левые экономические взгляды, и гендерные нормы казались мне двумя сторонами одной медали. Я знала о положении женщин в СССР, но это не имело никакого отношения к МОЕМУ освобождению и к МОЕМУ феминизму. Я хотела совершенно другого. Того, за что меня могли бы в буквальном смысле убить как левые фанатики, так и фанатичные сторонники «традиционных ценностей». И в подростковом возрасте я это прекрасно осознавала.
V.
Когда-то я не считала гендер серьезным препятствием. В детстве я его вообще не замечала, и могла спокойно называть себя то в мужском, то в женском роде. У меня вообще очень долго не было гендерной идентичности. Я помню, как добровольно конструировала ее, идя на компромиссы, соглашаясь быть девочкой, чтобы от меня отстали. Но все оказалось гораздо хуже. Миру было недостаточно того, чтобы я называла себя правильными местоимениями. Миру нужно было, чтобы я жертвовала своими СКЛОННОСТЯМИ и своими ИНТЕРЕСАМИ.
Когда-то я верила, что гендерное воспитание отражает интересы большинства других девочек. Но интересуясь политикой, я стала подозревать что гендерные нормы могут мешать, а гендерное воспитание - это совсем даже не развитие природных способностей. Я не хотела это принимать, не веря что люди настолько неразумны, и поэтому даже могла сама пропагандировать гендерное воспитание в том виде, в котором его предлагали популярные журналы о родительстве. Я думала, что им, образованным авторам, виднее, что во всем этом есть какой-то смысл.
Но только решив заняться бизнесом, я осознала, что гендерные нормы - зло. Если тогда меня попросили бы назвать три примера зла в чистом виде, и я смогла бы сформулировать ответ, я бы, вероятно, сказала что это «сатана, левые экономические идеи и гендерные роли». Да, если бы я смогла понять, как это сказать и не побоялась бы получить за это серьезные «санкции», я бы поставила это в один ряд.
VI.
Я начала причислять себя к феминисткам, будучи подростком. Я почти никому об этом не говорила, но это не важно. Я отстаивала феминисткие идеи, когда могла говорить всего 5-10% из того, о чем думала.
Я оспаривала стереотипы, согласно которым женщинам не место в промышленности и банковской деятельности, когда с трудом формулировала свои мысли устно, и это было феминистким действием.
Когда я говорила, что рынок «справедливее» и демократичнее гендерных стереотипов, это было феминистским действием.
Когда я думала о том, что именно капиталистический Север одолел феодальный и коллективисткий Юг, положив конец рабству в США (да, идеалистический и упрощенный вариант, но я тогда в него верила), и точно так же в системе свободного рынка патриархатным нормам настанет конец, когда я пыталась говорить об этом и отстаивать идеи свободного рынка, потому что видела в них ключ к личному освобождению, это было феминистким действием. Даже если сейчас я понимаю, что недостаточно хорошо разбиралась в экономической и политической ситуации на Севере и Юге времен гражданской войны, на уровне "идей" я была права - менее коллективистские идеи привели к освобождению черных. И, даже если бы я ошибалась и в этом, моя готовность бороться за свои взгляды и искать им подтверждение в истории была для меня феминистским действием. Борьба за Laissez-faire и борьба за права женщин были для меня единым целым, я не могла отделить одно от другого.
Радикальные феминистки заявили в середине 20-го века, что «личное - это политическое». В моем случае «личное», «политическое» и «экономическое» слились воедино так, что сама идея о том, что это можно разделить, казалась мне абсурдной.
Я была феминисткой, причем довольно смелой феминисткой, потому что я при первой возможности старалась оспаривать стереотипы в окружении людей, враждебно настроенных к моей позиции, людей, от которых я полностью зависела. На такое способны далеко не все известные активисты.
VII.
Сейчас у меня немного другие взгляды на рынок, на политику, на вопросы равноправия и на социальную справедливость. Но дело не в этом. А в том, что можно быть феминисткой и «поддерживать капитализм». Можно быть фемнисткой и сторонницей свободного рынка. Отрицая это вы отрицаете существование таких людей, как я в подростковом возрасте.
Я не считаю мое тогдашнее понимание феминизма глупостью. Я считаю его важнейшим этапом моей жизни, началом моего нынешнего активизма. По сути, с тех пор мой феминизм не слишком изменился - просто я расширила повестку.
И я знаю, что некоторые взрослые феминистки разделяют точно такие же идеи, какие были у меня в подростковом возрасте. Я с большим уважением отношусь к этим феминисткам, и с гораздо большим пониманием, чем к сторонницам «социалистического» феминизма.
Но, при этом, в отличие от моих оппоненток, я не считаю что все феминистки обязаны разделять мои экономические взгляды.
Феминизм - это движение за права женщин, движение за гендерное равенство, и важно не забывать что у феминисток может быть самая разная позиция по самым разным вопросам - начиная от религии и заканчивая деторождением, начиная от лесбийства и заканчивая экономикой. Я уже устала напоминать о том, что общие интересы не превращают нас в армию клонов.