Страницы

вторник, 30 января 2018 г.

Айман Экфорд: "5 причин, по которым не надо призывать феминисток забросить местный активизм и начать помогать женщинам на Ближнем Востоке"

На фото бывший премьер-министр Пакистана, феминистка Беназир Бхутто


Знаете, что не так с аргументом: "дорогие феминистки, зачем вы занимаетесь активизмом в интернете, идите спасайте женщин с Ближнего Востока"?

1) В России (и даже в США) до сих пор полно проблем и ограничений для женщин. Везде, начиная от политики (когда у нас в последний раз была женщина-президент?), заканчивая законами (для женщин закрыты около 450 видов профессий, которые разрешены для мужчин), начиная от стереотипов в обществе ("все женщины должны рожать детей"), и заканчивая бытовым насилием (которое у нас замалчивается). И эти проблемы кто-то должен решать. И кто же это будет, кроме самих женщин, которым это мешает? Без нас никакие союзники с этим не справятся! Да они и не спешат решать эти проблемы.
И мы не обязаны жертвовать собой, отказываясь от решения своих проблем, чтобы решить проблемы других.
Если вы так не думаете, жертвуйте всю свою еду голодающим детям!

2) Разумеется, активизм (на уровне движения, а не одного человека) не должен ограничиваться сидением в интернете. Но интернет позволяет достучаться до миллионов людей со всего мира без каких-либо финансовых вложений. Интернет дает нам возможность объяснить людям, почему сексизм- это плохо.
Более того, интернет может помочь начать действовать - узнайте историю Арабской весны, чтобы понять, о чем я пишу.

3) Интернет-активизмом часто занимаются те, у кого не так много денег и возможностей, как хотелось бы. Если бы у них было много денег, вероятно, у них были бы не паблики и блоги, а крупные интернет-СМИ вроде "Медузы" и "Новой Газеты". И вы думаете, что люди из пабликов могут так просто взять и изменить политическую систему десятков стран мира? Вы это серьезно? Если бы они могли изменить политическую систему, то начали бы, вероятно, со своей страны!

А теперь немного о помощи женщинам из "Ближнего Востока".

4) Что именно вы имеете в виду под Ближним Востоком? И какие проблемы в этих странах мы должны решать? А главное - каким образом? На Ближнем Востоке находится Израиль, где отношение к женщинам не хуже, чем в России.
На Ближнем Востоке находится Пакистан, где женщина, Беназир Бхутто, была одной из самых популярных и прогрессивных премьер-министров. И аргументы противников ее партии зачастую сводились к тому, что женщина у власти - это "западная идея", "пропаганда чуждых, нетрадиционных для нас ценностей", да и вообще, по их мнению, Бхутто - иностранный агент, потому что она училась в Гарварде и Оксфорде.
И вы, люди, живущие на Западе, хотите вмешаться в политику Пакистана? Для чего? Чтобы дать традиционалистам еще одно подтверждение своим теориям заговора? Чтобы те, кто хочет в очередной раз установить в Пакистане диктатуру, использовали ваше присутствие в этой стране для того, чтобы ввести еще больше дискриминационных законов? Вы уверены, что вы, как Западные люди, не ухудшите положение женщин, за которых вы заступитесь, в стране, где люди с огромным подозрением относятся ко всему Западу? Помните, для пакистанцев, вы, русские - Запад.

И это я рассмотрела в качестве примера только Пакистан и Израиль. На Ближнем Востоке есть десятки стран с разной политической ситуацией, с разной культурой, и разным отношениям к женщинам... Не надо говорить об этих очень разных странах как о чем-то едином и похожем. И не говорите о помощи людям из Ближневосточных стран, не разобравшись в местной ситуации, и в том, хотят ли эти люди получить от вас помощь.

5) Почему вы считаете, что людей из консервативных Ближневосточных стран должны спасать "белые люди". Что это за "бремя белого человека" в самых дремучих традициях колониализма?
Почему вы считаете себя вправе говорить за людей с другой культурой, почему считаете себя вправе лезть в жизнь тех, кто вас не звал?
Знаете ли вы, что в самых нестабильных регионах Ближнего Востока, там, где отношение к женщинам хуже всего, очень сильна антиколониальная риторика? Они боятся феминизма именно из-за того, что феминизм ассоциируется у них с их бывшими метрополиями. Поэтому местные активисты могут вас бояться.
Кроме того, вы не понимаете местной специфики. На большинство людей сильно влияет культура, и они не хотят менять саму культуру. Они хотят изменить свое положение внутри этой культуры. Местные феминистки хотят изменить положение женщин, сохраняя местную культуру. Вы уверены, что можете понять эту культуру лучше местных? Очень и очень сильно в этом сомневаюсь! Тогда вы не сможете работать внутри этой культуры, так, как это надо ее носителям.
Гораздо разумнее спрашивать у местных активистов, какая конкретно польза им нужна, и оказывать помощь исключительно ориентируясь на их запросы.

Или вы можете поддерживать тех жителей консервативных фундаменталистских стран, которым ближе не их культура, а Западная, например, помогая им иммигрировать. Но это уже не задача феминизма, а совершенно другие направление работы. Но и в этом случае, прежде всего вы должны слушать тех, кому помогаете.


P.S. То же самое касается аргумента "помогайте женщинам из Африки"... во-первых, Африка - это контент с разными странами, где у женщин разное положение, во-вторых... а вас там ждут? Почему вы считаете себя вправе решать, что нужно людям, живущим на Африканском континенте? Чем вы лучше колониалистов?