Страницы

пятница, 15 декабря 2017 г.

Саша Харитонов: "О безотцовщине"

(Примечание Аймана Экфорд: Стоит заметить, что значимый взрослый нужен большинству, но не всем детям)
Источник: Квир-психология

TW: упоминание насилия.

"Без_отчества: как клеймит нас общество
- А где твой папа?
Ой, прости, я не знала
А ты не хотела его найти...

Людям, которые росли в семье без отца, хорошо знакомы эти три ужасных фразы. И не только эти.

Человек, который дал мне второй набор для ДНК (в миру - биологический отец), никуда не исчезал из моей жизни. Он в моей жизни (когда и жизни-то не было) не появлялся.

У меня даже отчество на самом деле образовано не от имени этого призрачного человека, а просто взято вместе с именем от бабушки моей бабушки. Ни имени, ни фотографий, ни писем, ни каких-то других свидетельств. 

И вместе с тем этот призрачный человек умудрился поставить навсегда на нас с мамой клеймо. Ей - мать-одиночка, мне - безотцовщина.
Некоторые источники утверждают, что образ отца, старшего мужчины необходим для ребенка. Мальчикам, чтобы вырасти похожими, девочкам, что найти себе похожего мужа.

Я же по-прежнему считаю гендерные роли - социальным конструктом.
Для ребенка нет никакой разницы, кто именно из близких взрослых играет в куличики, до тех пор, пока общество не начинает обращать на это внимание.

В моей жизни был дедушка, который был мне и отцом, и мамой, и собственно дедушкой. Так получилось. Спустя годы я понимаю, как он важен был для меня. И рядом с ним, когда мы что-то делали вместе, не имело значение, в каком именно родстве мы состоим.

Я точно не помню тот момент, когда я узнала, что быть без отца - это плохо. Помню, что однажды из садика меня забирал старший кузен, и именно тогда меня посетила мысль, что я должна была идти с отцом, но почему-то иду со старшим братом. Скорее всего, кто-то из старших это сказал.
А потом начался ад. Который, на самом деле не замечаешь, пока живешь в нём. Думал ли кто-то, каково детям без отца учить песню "Папа может всё, что угодно"? Мало того, что эта песня не имела для меня никакого смысла, я ещё отчетливо понимала, что я - неполноценная. Потому что не просто же так мы учим эту песню.

Образ отца в раннее постсоветское детство - это образ хорошего, доброго, понимающего человека, который как дед мороз приходил не надолго, но всегда с подарками, интересными занятиями и так далее. Защитник, спаситель от рутины и так далее.

Но я понимала, что меня от рутины никто не спасет. У меня нет отца, а значит все эти подарки не для меня.

В нашем классе (во всех, в которых я училась) папы не принимали участие в школьной жизни детей. Они не ходили на собрания, не возили детей на экскурсии, не собирали денег на ремонт класса или учебники, не приходили на концерты и праздники. В гостях у некоторых подружек я умудрялась ни разу не увидеть отца. И при этом в школе все знали, у кого отец есть, а у кого - нет.

Понимаете? Никто их не видел, но это всё равно было очень важно. Я чувствовала это так, словно у всех есть стена за спиной, а у меня - нет.
Но самое удивительное было не это. В моем неблагополучном районе было много семей с отцами-алкоголиками. Со всеми вытекающими в духе "бьет, значит, любит" и так далее.

Я помню эпизод, когда сожитель моей соседки кинул их сына (8 лет) через весь коридор. Если я начну воспоминать и документировать все эпизоды, я поседею. Но смысл в том, что в обществе всё равно было что-то такое о том, что лучше такой отец, чем никакого. Который тебя кидает через общественный коридор.

Конечно, даже в том возрасте я не хотела отца-алкоголика. Но иногда я думала, что может быть пусть он будет? Это были такие неясные мечты о трудных отношениях с отцом, перемешанные с подчерпанными из героических книжек идеями.

Знали бы вы, какой пыткой для меня были и остаются задания "нарисуй свою семью", "расскажи, как вы с семьей провели лето". Потому что общество поставило на нас клеймо "не полноценная семья". И мне было до слез обидно за меня, за маму, за дедушку. И всё равно тогда в детстве я знала, они не ждут от меня, что я нарисую себя и дедушку рядом. Они ждут, что я нарисую маму, папу, себя и домик с собачкой.

Эта чертова нормализация, без рефлексии, без уважения к личным историям, она унижает и давит людей с самого раннего возраста.

Знаете, недавно я читала размышления на тему машин-инкубаторов. И там был вопрос, как же дети без отца, без матери, без рода. А я хочу сказать, я - без отца. И моя главная проблема в том, что ублюдочное общество заставило меня чувствовать свою неполноценность и вину за поступок других людей".


Источник: https://www.facebook.com/alekkit24/posts/889934194417..

___________________

Отношение к институту отцовства меняется и будет меняться. Потому что отношение к нему неоправданно сакрализированно, что порождает очередную дискриминацию.

Кроме того, оно было частью патриархального устройство сообщества. И оно также в процессе глобальных изменений, патриахат это порождение определенного общественно-социально-экономического устройства, которое уже далеко позади. Поэтому существенные изменения культуры также неизбежны.

Отцов нет в семьях, где есть одна или две мамы. Таких семей очень много. И стигматизация и осуждение касается любых семей - где женщина приняла решение о расставании самостоятельно, под давлением обстоятельств, или даже из-за угроз или насилия в отношениях, а также любых отношений, где мать с ребенком оставил мужчина - осуждение в любом случае, независимо от того, кто был инициатором, и независимо от причин, падает на женщину, и считывается на невербальном уровне от окружения ребенком.

В жизни ребенка важен родитель. Важно наличие значимой, оберегающей фигуры, с которой будет эмоциональная связь, которая будет заботиться. Здорово, если таких фигур больше, чем одна. Кроме мамы и отца это может быть мама и бабушка, мама и дедушка, папа и бабушка, мама и мама, папа и папа, папа и двоюродный дядя, родная тетя, и возможны разные варианты. Это не какие-то фантазии, а это действительно так происходит - значимой фигурой может стать какой-то старший родственник, который окажется значим для жизни и формирования личности ребенка.

Сейчас в поисках арта посмотрел немного статистики. Наткнулся на материал, посвященный самоотношению к себе детей из "неполных" семей. Он показывает, что дети из "неполных" семей демонстрируют худшее отношение к себе. Еще одна статистика говорит, что их больше среди детей с проблемным поведением. И я знаю, как это используется поборниками традиционных ценностей: они делают вывод о том, что "полная" семья лучшая среда для воспитания.

Действительно ли это так? Мне кажется логичным, задаться вопросом, какое влияние оказывает дискриминация и стигматизация на эти семьи. И мне кажется, там будут интересные результаты, которые покажут, что проблема не в семьях. Проблема в этих самых людях, которые объявляют эти семьи "неполноценными".

Недавнее исследование показало, что гомофобное общество влияет на детей, которые воспитываются в квир-семьях. Не квир-семьи. А гомофобы влияют на детей.

Также, я могу предположить, происходит и в этой ситуации: это не семья, состоящая из матери-одиночки и ребенка, плохая. Это общество, в котором легализован только один вид семьи, а остальные не видимы и считаются "неполноценными", оказывает свое влияние и на мать, и на ребенка. А также вытекающее отсюда социальное положение, и другие факторы. И мне кажется, эта сфера еще ждет своих исследователей.

Общество, в котором наличие человека с приписанным мужским полом в семье оказывается важнее отношений. И даже если мужчина пьет и избивает жену и/или детей, это оказывается более приемлемо для кого-то, нежели его отсутствие.

И это о деформации представлений у людей в голове о том, что такое семья, и каково ее значение. Какое представление о семье должно быть у людей в голове, если алкоголик, избивающий жену и детей, кажется им лучше его отсутствия? Какие ценности? Мне действительно кажется важным этот вопрос.

Семьи бывают разные. Хочу больше разных книжек на эту тему. Хочу рефлексии общества на эту тему. Хочу видимости различных семей.