Патриоты
обожают говорить о коллективной гордости.
О том, что Россия — самая большая страна
в мире, о том, что она победила фашизм,
о том, что наши «деды воевали», и о том,
что у нас самая прекрасная в мире
литература. Все это они считают поводом
для гордости.
Если честно, мне не совсем понятно, как я могу гордиться тем, к чему я не имею никакого отношения. Тем более, если для того, чтобы принадлежать к российскому сообществу мне не пришлось прикладывать никаких усилий. Меня просто посчитали русской при рождении.
Я сама себя русской не считаю, и даже если бы считала, не смогла бы гордиться российской историей и культурой, потому что я их не создавала.
Но некоторые люди могут испытывать эту гордость, которая остается для меня странной абстракцией. Я считаю это нормальным. В конце концов, кто я такая, чтобы указывать другим, что им чувствовать?
Но разговор о коллективной гордости непосредственно связан с другой темой — с коллективной ответственностью. О коллективной ответственности любят говорить феминистки, левые и борцы за права меньшинств. Сторонники концепции «коллективной ответственности» пишут, что мы ответственны за колониальное прошлое наших держав и за многолетнее угнетение национальных и расовых меньшинств...
Мне это тоже сложно
понять. Я не ответственна за то, что
делали мои предки, потому что я тогда
еще не родилась. Они физически не могли
спрашивать моего совета. И я даже косвенно
не могла на них повлиять. И, наконец, я
не чувствую с ними никакой связи.Если честно, мне не совсем понятно, как я могу гордиться тем, к чему я не имею никакого отношения. Тем более, если для того, чтобы принадлежать к российскому сообществу мне не пришлось прикладывать никаких усилий. Меня просто посчитали русской при рождении.
Я сама себя русской не считаю, и даже если бы считала, не смогла бы гордиться российской историей и культурой, потому что я их не создавала.
Но некоторые люди могут испытывать эту гордость, которая остается для меня странной абстракцией. Я считаю это нормальным. В конце концов, кто я такая, чтобы указывать другим, что им чувствовать?
Но разговор о коллективной гордости непосредственно связан с другой темой — с коллективной ответственностью. О коллективной ответственности любят говорить феминистки, левые и борцы за права меньшинств. Сторонники концепции «коллективной ответственности» пишут, что мы ответственны за колониальное прошлое наших держав и за многолетнее угнетение национальных и расовых меньшинств...
Но как насчет тех людей, у которых сильнее развито чувство общности? Как насчет тех, кто постоянно твердит «мы ж рууусские», и использует каждый удобный случай, чтобы напомнить о том, что «деды воевали»?
Как ни странно, люди, которые считают достижения российских политиков, писателей и полководцев своими, выбирают только светлые страницы истории. И это меня жутко бесит. Разве российская история, это история каких-то сверхлюдей? Разве русские не совершали ошибок, которые надо исправлять?
Почему те, кто считают «своей» победой победу в Великой Отечественной Войне, не считают своей вину за принудительное выселение крымских татар и еврейские погромы на территории Российской империи?
Почему они с гордостью говорят о достижениях советской экономики, но забывают о ГУЛАГе?
Почему те, кто гордится российскими завоеваниями как собственными достижениями не раскаивается в том, что русские уничтожили культуру малых народов, которые они завоевывали?
Ведь если победы и достижения прошлого принадлежат им, то поражения и трагедии прошлого тоже!
Если честно, мне хочется, условно говоря, предъявить этим «патриотам» счет за эти трагедии. И дело не только в том, что это логически вытекает из их риторики. Дело в том, что из-за этих ошибок прошлого и предрассудков, которые унаследовали многие русские, значительная часть населения (практически все, кто не вписывается в доминирующие представления о норме), оказалась в "ж*пе".
И вот в этом и заключается главная проблема. Понимание ошибок прошлого действительно могло бы улучшить жизнь в стране, потому что на большинство людей влияет культура, и они «наследуют» менталитет своего народа со всеми его предрассудками.
Когда эти предрассудки последовательно опровергаются, когда люди видят, к чему такие предрассудки привели в прошлом, они перестают их воспроизводить и передавать своим детям.
А к чему приводит постоянное празднование прошлых побед? К тому, что люди идеализируют прошлое вместе со всеми его ошибками? И кому это выгодно? Какой в этом практический смысл? Гордость за достижения предков — это просто чувство, в котором очень мало практической пользы (разве что оно может помочь правительству мобилизовать людей на новую войну).
Но тогда почему тех, кто идеализирует историю, называют патриотами, а тех, кто указывает на трагедии прошлого — предателями Родины?
Мне сложно понять, каково это - быть патриотом. Я не испытываю гордости за достижения биологических предков, и даже гордости за тех, чья культура и история мне близки.
Но если бы я была патриотом России, я бы постоянно говорила об ошибках прошлого, и об ошибках нынешнего правительства. Я бы критиковала предрассудки, которые мешают жить множеству жителей России. Потому что если бы я была патриотом России, меня бы гораздо больше волновала судьба России и для меня бы было очень важно, чтобы у жителей России была хорошая жизнь.
И я точно не стала бы называть «иностранными агентами» и «пятой колонной» тех, кто обращает внимание на проблемы, которые нынешние граждане России унаследовали от своих предков.
Скорее я бы посчитала предателями тех, кто ссылается на победы прошлого, чтобы обесценивать важность проблем настоящего.
P.S. То же самое я могла бы сказать о представителях любого народа и о патриотах любой другой страны.