Страницы

среда, 20 сентября 2017 г.

Айман Экфорд: «5 редких, но важных "уроков" Игры Престолов»

Постер Игры Престолов с изображением лиц персонажей
Игра Престолов — один из моих самых любимых сериалов, и это один из тех редких случаев, когда мое мнение совпадает с мнением очень многих людей.

Игра Престолов не просто популярна. Она стала своеобразным «языком» современной культуры — по мотивам сериала пишутся статьи по воспитанию детей, в серьезных изданиях анализируется политическая и образовательная система Вестероса, фразы из сериала используются для рекламы, и на сериал ссылаются самые разные люди в повседневном общении. Но при этом о некоторых интересных особенностях сериала говорят до обидного редко.

В своей предыдущей статье я писала о качественной репрезентации детских персонажей в Игре Престолов.

Теперь же я решила написать о пяти важных «уроках» Игры Престолов, о которых, к сожалению, говорят не так часто, но которые кажутся мне очень полезными.

Внимание! В тексте много спойлеров.

1. СЕМЬИ НЕ ВСЕГДА ИДЕАЛЬНЫ.
В нашей культуре принято идеализировать семью и родственные отношения, особенно отношения детей и родителей. В большинстве фильмов показаны родители, которые любят своих детей, желают им всего самого лучшего и практически всегда действуют им во благо....

Но в реальности все гораздо сложнее и хуже. И реальное положение дел очень хорошо показано в Игре Престолов — некоторым персонажам (например, детям Старков и дочерям Оберина Мартелла), повезло с родителями. Другие оказались не такими везучими.

Например, отец Тириона Ланнистера, одного из ключевых персонажей, всю жизнь травил его за то, что он карлик, и в итоге попытался избавиться от него, приговорив его к смерти за преступление, которое он не совершал. Я много лет слежу за новостями об убийстве детей-инвалидов их родителями, и поэтому отношение Тайвина к сыну-инвалиду кажется мне довольно типичным.

Отец Сэмвелла Тарли пытался сломить сына, потому что Сэм не соответствовал гендерным стереотипам. Он не мог смириться с тем, что его старший ребенок не соответствует его мечтам о «правильном» наследнике, и в итоге с помощью шантажа вынудил его уйти в Ночной Дозор и отказаться, таким образом, от наследства. Да и сама жизнь Сэма из-за физических особенностей постоянно была в опасности в  замке Ночного дозора.
Занимаясь вопросами феминизма и прав ЛГБТ-людей людей я часто натыкалась на истории о похожих родителях.


Разумеется, не все родители детей, которые отличаются от доминирующих представлений о норме, пытаются их убить. Но зачастую они отказываются замечать положительные качества своих детей, точно так же, как Рендилл Тарли не замечал, что является отцом одного из умнейших людей королевства, а Тайвин Ланнистер не видел выдающихся стратегических способностей Тириона. Вместо того, чтобы принять тех детей, которые у них есть, они оплакивали несуществующих детей из своих фантазий, и тем самым портили жизнь своим детям.

Не менее интересным примером является Серсея Ланнистер, которая показана в фильме как очень любящая мать, готовая на все ради своих детей. И при этом ее действия довели ее сына Томмена до самоубийства.
В сериале явно было показано, что Томмен склонен к депрессии и импульсивным действиям, и что он очень любит свою жену Маргери. Так что самоубийство Томмена после смерти Маргери было довольно предсказуемо. А Маргери погибла из-за действий Серсеи.
Похоже, многие зрители смогли предсказать действия Томмена лучше, чем его «любящая» мама. Проблема заключается в том, что Серсея, фактически, любила не самого Томмена.
Она, как Рендил Тарли и Тайвин Ланистер, выдумала для себя идеальную «картинку» того, какими должны быть ее дети. Но, в отличие от Тайвина и Рендила, она готова «надевать» этот образ на любого реально существующего ребенка.  Она любила Томмена не потому, что Томмен — это Томмен, а потому, что Томмен — ее сын. Вероятно, она никогда не воспринимала Томмена как личность, и никогда не пыталась его понять.

И это стоило Томмену жизни.
Подобные случаи я встречала очень часто. Из лучших побуждений родители заставляют ребенка ходить в школу, или пытаются изменить его сексуальную ориентацию, или запрещают ему общаться с любимым человеком. И это приводит к тому, что ребенок кончает жизнь самоубийством. Потому что проявляя заботу о ребенке, родители «забыли» о том, что ребенок является личностью, и к его чувствам надо относиться серьезно.

В сериале показаны и другие, более явные случаи семейного насилия, и вы можете увидеть подобные случаи в реальном мире (хотя, иногда они проявляются в менее дикой форме).


2. ТРАДИЦИИ НЕ ВСЕГДА ВАЖНЫ.
- Сдирать кожу сейчас не модно, а жаль. Ведь традиции важны! - так говорил один из героев сериала, Рамси Болтон, показывая своему пленнику труп ободранного человека.

В семье Болтонов издавна существовала традиция — сдирать кожу с людей. Даже на их гербе был изображен освежеванный человек. Именно поэтому любое упоминание о «традиционных семейных ценностях» вызывает у меня смех, а иногда и шуточки про Болтонов.

Думаю, эту сцену стоит посмотреть всем, кто считает, что «традиционно» и «правильно» - это одно и то же.

Конечно, в нашем мире никто не сдирает кожу с людей во имя традиционных семейных ценностей, но во имя этих самых ценностей совершаются другие, не менее ужасные поступки. Например, в некоторых частях света семейными ценностями оправдываются так называемые «убийства чести».

В мире Игры Престолов есть множество странных традиций и общественных предрассудков, следование которым приводит к негативным последствиям, и некоторые из них более банальные и приближенные к нашей реальности.

Например, в некоторых районах Вестероса принято плохо относиться к детям, родившимся вне брака, и эти глупые предрассудки испортили жизнь многим «бастардам».
Сейчас подобное отношение к незаконнорожденным может казаться диким, но не стоит забывать, что совсем недавно точно такое же отношение к «бастардам» существовало в большинстве «цивилизованных стран», и оно казалось большинству людей такими же логичным и обоснованным, как сейчас кажется издевательство над геями или над людьми с ментальными диагнозами.


3. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ ВЛИЯЮТ НА ЛЮДЕЙ. КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНО.
Некоторые люди действительно становятся сильнее после пережитых трагедий.
Но не все проблемы делают людей лучше и сильнее.

Я замечала, что многие зрители Игры Престолов забывают о том, что условия жизни могут сильно повлиять на характер и поведение человека.
Вот показательный пример. Теона Грейджоя  несколько месяцев пытали в подвале и довели до такого состояния, что он стал верить, что настоящий Теон Грейджой мертв, а его самого зовут Вонючка. Он не пытался причинить вред своему мучителю Рамси, даже когда мог с легкостью его убить. Когда его сестра пыталась вызволить его из плена, он кричал, что он никуда не пойдет, потому что он «хороший, и верный Вонючка», и что он «всегда был Вонючкой».
В итоге, ему все же удалось осознать кто он, и сбежать. Но при этом у него серьезные проблемы с психикой. Он зачастую ведет себя трусливо и «тормозит», и поэтому многие зрители над ним смеются.
То есть, они на полном серьезе верят, что тот, кто после длительных пыток начал считать себя другим человеком, может за несколько месяцев полностью прийти в себя?

Само это предположение кажется мне абсурдным. Но, вероятно, эти люди точно так же ведут себя в реальной жизни, потому что я очень часто сталкивалась с крайне несерьезным отношением к посттравматическому стрессовому расстройству, и к психическим заболеваниям в целом.


4. МИР НЕ ДЕЛИТСЯ НА СУПЕРГЕРОЕВ И СУПЕРЗЛОДЕЕВ. 
Во время войны на Украине большинство моих знакомых рассуждало о политике так, словно речь идет о примитивном комиксе, где все персонажи делятся на супергероев и суперзлодеев.

Сейчас в голове большинства моих российских знакомых «живет» либо образ идеального Путина, либо образ идеального Навального, возведенный чуть ли не до культа личности.

Мне кажется, что подобное восприятие частично связано с доминирующей массовой культурой — в большинстве книг и фильмов персонажи четко делятся на «хороших» и «плохих».

Поэтому мне очень нравится, что Игра Престолов бросает вызов этой доминирующей культуре. В Игре Престолов очень мало полностью положительных или полностью отрицательных персонажей. Как и в реальном мире, в мире Игры Престолов один и тот же человек может быть прекрасным политиком и ужасным отцом, заботливой матерью и подлым союзником, клятвопреступником и спасителем тысяч невинных граждан.

Персонажи могут меняться со временем, под влиянием происходящих событий, они могут проявлять неожиданные качества, у них могут быть крайне сложные взгляды и мотивы. И именно поэтому многие даже не очень интересные персонажи из Игры Престолов кажутся мне гораздо интереснее, чем самые интересные персонажи из более типичных произведений.


5. СТЕРЕОТИПЫ О «ВЕЧНОЙ ПОБЕДЕ ДОБРА НАД ЗЛОМ» ОШИБОЧНЫ.
В популярной культуре существует миф о том, что если вы будете добрыми и будете слушать зов своего сердца, все будет хорошо. Этот стереотип очень часто навязывается детям. И он транслируются практически во всех художественных произведениях.

В Игре Престолов показана вся опасность подобного подхода.
Многие люди считают, что если они будут хорошо относиться к другим людям, люди ответят им взаимностью — и очень жесткого разочаровываются в людях и в мире.
Некоторые люди, особенно девушки, верят в «большую любовь», и обращают на слова возлюбленных больше внимания, чем на их действия.
Именно так произошло с Сансой Старк, когда она стала пленницей в Королевской Гавани. Ей было очень тяжело принять, что большинство людей презирают ее за «преступление» ее отца (которое он не совершал). И еще тяжелее было смириться с издевательствами со стороны ее  бывшего возлюбленного Джоффри.

Очень часто люди пытаются «просто следовать зову своего сердца», не задумываясь о рисках и последствиях. Сейчас их к этому мотивируют вдохновляющая литература, фильмы и истории о людях, добившихся успеха. Раньше к этому мотивировали героические баллады и романы.
Но проблема в том, что в реальности не всегда возможно делать все так, как хочется, даже если это кажется правильным и благородным. И исполнение даже самых «светлых» желаний иногда требует больших жертв. Если об этом забыть, можно потерять все, следуя «зову сердца».
К сожалению, Робб Старк узнал об этом слишком поздно. Он поступил, как велит сердце, женившись на любимой девушке вместо того, чтобы женится на дочери Уолдера Фрея, следуя обещанию своей матери. И после этого он обратился к Фрею за помощью, решив, что останется безнаказанным. Вот только «великая любовь» Робба  не произвели на Фрея никакого впечатления.
В итоге, Робб, его жена, мать и практически все их люди были убиты.

И, наконец, читая книги о политике и общаясь с активистами, я часто видела идеалистов вроде Эддарда Старка, которые ставят моральные принципы выше здравого смысла.
Когда Эддард узнал, что наследники его лучшего друга, короля Робберта, на самом деле являются бастардами королевы и ее брата, Джейми Ланнистера, он рассказал королеве о своем открытии. Он обратился к ней раньше, чем к своему другу, потому что хотел спасти ее и ее детей. В итоге Серсея убила своего мужа, а новый король (один из тех детей, которых Эддард пытался спасти), приказал казнить Эддарда.
Благородство Неда Старка убило его, подвергло смертельной опасности его собственных детей и спровоцировало гражданскую войну.
К счастью, подобный тяжелый выбор встает перед людьми далеко не всегда, и в большинстве случаев можно совмещать рациональность и принципы. Но важно понимать, что иногда между ними приходится выбирать — как бы тяжело это ни было.

***
Один из моих друзей на Фейсбуке писал, что мир Игры Престолов полон «интриг, секса и насилия». Мне это показалось довольно странным, и не только потому, что в этом тексте слово «секс» оказалось в одном ряду с такими неприятными для большинства людей вещами, как насилие и интриги.
Мне кажется странным, что многие люди считают мир Игры Престолов более жестоким, чем тот мир, в котором мы живем.
Мне кажется странным, что сравнивая Игру Престолов и другие миры из фильмов и книг, люди как будто бы пишут о двух противоположностях, одинаково отделенных от реального мира.
Да, мир Игры Престолов более дикий, чем тот мир, в котором обитают современные жители развитых стран. Но он не является более жестоким, потому что персонажи Игры Престолов очень похожи на реальных людей.
Пожалуй, Игра Престолов — самый правдоподобный «приключенческий» сериал из тех, что я видела, несмотря на то, что в нем есть драконы и белые ходоки.