Страницы

вторник, 25 апреля 2017 г.

Хейли Кирквуд: "3 мифа, которые тривиализуют ОКР"

Источник: The body is not an apology
Переводчик: Валерий Качуров


Человек с темными волосами. Ее волосы забраны назад. На лицо спадает челка. На ней очки, голубо-красные сережки и синее пальто. У нее в руках флейта. Рядом с ней, слева, человек с синими волосами, в синей кофте, в черных очках и с разноцветным шарфом.
Мы все слышали что-то вроде этого:
"Сегодня у меня такое ОКР!"
"Они сдвинуты на аккуратности, у них ОКР"

Подобные образные выражения так распространены, что когда я рассказала другу, что у меня ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), то он не поверил мне, заявив, что "сейчас все так говорят". Из-за популярности упоминаний об ОКР в ситуациях, когда кто-то внезапно чувствует себя раздражительно или захотел вымыть кухню, друг решил, что я делюсь информацией о моем расстройстве, просто чтобы вписаться, и что у меня нет настоящего ОКР, хотя мне поставили диагноз в 6 лет, и с тех пор я живу с этой проблемой.
Правда же заключается в том, что часто ОКР является результатом сильной тревожности.

Когда вы живете с ОКР, то разрабатываете всевозможные навыки, чтобы справляться с тревожностью, и эти навыки могут быть так же необходимы вам для выживания, как воздух. Это может быть что угодно, от совершения какого-то действия с набором чисел, до компульсивного поглаживания своей кожи, волос или ногтей, чтобы подавить возникновение тревоги или панической атаки. Лично я преодолела компульсию выщипывать волосы на ногах щипчиками много лет назад. И я всё ещё борюсь с навязчивым покусыванием щек и губ, когда мне необходимо выступать с презентацией, и с необходимостью считать свои шаги, и с навязчивым желанием делать по 3-5 одинаковых вдохов, потому что мне кажется, что иначе наступит конец света. Если я не считаю свои шаги, то чувствую такой глубокий страх, как будто весь мир скоро рухнет в пламени и разрушениях.

Проявления ОКР у всех разные, как отпечатки пальцев. Итак, каковы некоторые популярные мифы, которые тривиализуют ОКР, и как они стигматизируют тех, кто живет с этим психическим расстройством?

1. Люди с ОКР - это фанаты чистоты и гермафобы.

Это основной миф об обсессивно-компульсивном расстройстве, и он мне вообще не нравится. Этот миф основан на истории о том, что термин "мизофобия", означающий боязнь микробов, загрязнений и грязи, был придуман доктором Уильямом Хаммондом в 1879 году при наблюдении за пациентом, который навязчиво мыл руки.

Хотя у многих людей с ОКР и существуют привычки, связанные с чрезмерным наведением чистоты, но это, конечно же, не единственный способ проявления ОКР - и если вам просто нравится держать комнату в чистоте, то это не значит, что у вас ОКР. Мне и другим людям с ОКР больно слышать, когда этот термин небрежно относят только к чистоте, потому что часто ОКР на самом деле мешает поддерживать чистоту. Лично я настолько отвлекаюсь на навязчивые ритуалы, что пренебрегаю стиркой или уборкой, потому что слишком занята, считая дыхание ровными интервалами по 3 или 5.

Если люди с ОКР часто наводят чистоту, то они могут делать это потому, что для них это единственный способ почувствовать контроль над чем-то в своей жизни. Для меня потребность ощущать контроль над чем-то может проявляться в навязчивой уборке, или в крайних случаях в стремлении к самоповреждению или к расстройству пищевого поведения. И если кто-то, у кого нет этого расстройства, шутит про мытье окон как про ритуал ОКР, то это больно для тех из нас, кто чувствует, что вся наша жизнь зависит от ритуалов, привычек и компульсий.

Бутылки с соусами и приправами, расставленные в ряд.

2. ОКР - это просто оправдание контролирующей личности.

Я не могу сосчитать, сколько раз меня высмеивали друзья, партнеры и родственники за обсессии и компульсии. Меня называли педанткой, потому что мне нужно, чтобы вещи были разложены определенным образом, и я могу раздражаться, когда грязные тарелки оставлены в раковине, или когда мокрое полотенце оставлено капать на пол. Но я знаю, что я была многократно травмирована, находясь в грязном доме с немытыми тарелками и бегающими тараканами - поэтому моё ОКР считает, что если такое случалось раньше, то может случиться и снова, и поэтому, чтобы защитить себя, я должна принять все меры для предотвращения подобных ситуаций.

Мне нужно что-то, чтобы контролировать ситуацию, потому что большую часть моей жизни мои физическое и эмоциональное благополучие совсем не контролировались мной. Дело не в том, что мы хотим контролировать других людей, чтобы доказать свою власть или статус. Нам просто нужно чувство контроля над пространством, которое позволит нам хоть как-то чувствовать себя в безопасности.

Мы все хотим, чтобы наши друзья и родственники чувствовали себя комфортно - и поэтому, если вы спросите у своих близких с ОКР, что вам лучше не делать, не изменять и не сдвигать в их пространстве, то это будет хорошим шагом к достижению подобного комфорта.

3. Ваше ОКР нереально, вы притворяетесь, чтобы привлечь внимание.

Когда я рассказала о своем ОКР в старшей школе, то многие говорили мне, что я притворяюсь, потому что это расстройство каким-то образом стало считаться привлекательным и необычным.
Люди будут настаивать, что вы притворяетесь, даже после того, как они спросят вас о ваших обсессиях и компульсиях - как будто это расстройство не существует, если оно не похоже на сюжеты об ОКР, показанные в сериалах вроде "Детектив Монк".
И иногда похоже на то, что некоторые видят ОКР, как компонент образа маниакально-фантастически-мечтательной девицы - так мило, что она должна считать секунды, когда едет в лифте! Так необычно, что она должна мыть волосы три раза, перед тем как пойти в магазин! Но люди с ОКР - это не ваши ожившие сексисткие образы, мы определенно реальны.

Если люди считают наши психические расстройства и другие невидимые инвалидности чем-то несуществующим, то нам становится сложно доверять людям, и говорить им о своих настоящих чувствах и о реальных фактах своей жизни.
В начале своих отношений я месяцами не рассказывала своему партнеру об ОКР, всегда придумывая какие-то оправдания своим обсессиям и компульсиям. Я скрывала свое ОКР, вместо того, чтобы жить с ним открыто и без страха, из-за мифов эйблистского общества, которое предпочитает поддерживать свои предрассудки, а не слушать тех, кто живет с этими расстройствами каждый день.

Понимание того, как психические расстройства влияют на нашу жизнь, является первым шагом к лучшей жизни для людей, живущих с расстройствами. Поэтому слушайте своих друзей, родственников и коллег, когда они говорят, что живут с ОКР и другими расстройствами, и вместо того, чтобы поддерживать вредные стереотипы, узнайте у них, как вы можете их поддержать!