Страницы

четверг, 21 января 2016 г.

Вероника Беленькая: "8 причин того, почему ЛГБТ-активистам может быть выгодно поддерживать движение за права аутистов"

Я считаю себя частью двух движений – российского движения за права ЛГБТ и международного движения за права аутистов. Мне приходилось обсуждать активистские вопросы с «коллегами» из обоих этих движений, и часто я  говорила с представителями одной группы о проблемах другой.
Так я заметила, что российские ЛГБТ-активисты очень плохо понимают проблемы и особенности дискриминации ЛГБТ-аутистов, и эта дискриминация их не сильно интересует. Они, как и большинство жителей России, практически ничего не знают об аутизме и поэтому они, даже при желании, не смогли бы сделать интерсекциональный анализ проблем ЛГБТ-аутистов.
В лучшем случае «помощь ЛГБТ-аутистам» заканчивается изучением общей информации об аутизме. Не проводится дальнейшее информирование внутри сообщества, нет полного включения ЛГБТ-аутистов в местные сообщества, нет попыток создания инклюзивной среды на мероприятиях, юристы и психологи, работающие в ЛГБТ-организациях, по-прежнему не могут оказывать аутичным людям необходимую помощь.
Такой подход можно понять. В России и у нейротипичных лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей проблем хватает, и зачастую на нейроотличное меньшинство не остается ни времени, ни денег.
Да и большинство ЛГБТ-активистов, возможно, считает, что особой выгоды от такой помощи не будет.

Цель этой заметки доказать, что это не так.


1) Защита самых уязвимых членов сообщества.
Многие исследования показывают, что среди аутистов больше ЛГБТ-людей, чем среди неаутистов.
ЛГБТ аутичные люди очень уязвимы – как по сравнению с неаутичыми ЛГБТ, так и по сравнению с гетеросексуальными цисгендерными аутистами.
Так что отказывая им в необходимой поддержке вы тем самым бросаете на произвол судьбы самых уязвимых членов своего сообщества.


2)Прививка от элитарности
Аутичные люди - иностранцы в своей собственной культуре. Общение с аутичными людьми поможет вам не забывать,  что опыт других людей, даже тех, которые регулярно сталкиваются с той же дискриминацией, что и вы, может быть совершенно не похожим на ваш собственный. Об этом забывают очень многие. Поэтому многие правозащитные организации и психологические службы способны работать только с теми, чьей опыт похож на опыт их создателей. Это приводит к тому, что многие печатные издания рассчитаны на тех, чей образ мышления похож на образ мышления автора. Работа с аутистами поможет вам не забывать, что все люди разные.
 Это может сделать вас более открытыми по отношению к ЛГБТ-инвалидам в целом, к бедным и бездомным ЛГБТ-людям, к ЛГБТ-иммигрантам, к ЛГБТ из маленьких населенных пунктов и к другим меньшинствам внутри вашего движения.


3) Борьба с общим врагом.
У гомофобии, трансфобии и эйблизма общий корень. Этот корень ксенофобия – боязнь и неприятие всего инакового. Ксенофобию сложно победить, возможно, ее никогда не удастся победить полностью. Но каждый раз когда общество становится терпимее к еще одной группе людей, вероятность, что оно сможет принять еще одну группу людей, увеличивается.

4) Солидарность и социальная ответственность.
Помните историю о том, как ЛГБТ-активисты поддержали бастующих шахтеров в Англии 1984 года?
Ее до сих пор вспоминают как событие, доказывающие что ЛГБТ-сообщество зачастую интересует не только личные интересы, а и интересы других угнетаемых групп и проблемы общества в целом. Поддержка аутичного движения может еще раз это подтвердить.

5) Вместе мы сила.
Чем больше сообщество, тем сложнее игнорировать его мнение. А для того чтобы оно стало больше, вы должны сделать его более инклюзивным, в том числе более инклюзивным для людей с инвалидностью в целом и для ЛГБТ-аутистов в частности.

6) Новые идеи.
Аутичные люди мыслят не так, как мыслите вы, а значит они могут найти нестандартный выход из ситуации, кажущейся вам безвыходной или увидеть необычное решение сложной проблемы, которое не видите вы.

7) Проверка на ксенофобию.
Вы боретесь  за права тех, кто не похож на большинство людей. Но готовы ли вы сами принять отличия других?
Если нет, то у вас есть уникальная возможность взглянуть на ситуацию с точки зрения толпы – той самой толпы, которая вас не принимает. И возможно, преодолев собственную ксенофобию, вы сможете лучше «наводить мосты».

8) Братское движение.
Когда вы больше узнаете о движении за права аутистов, вы удивитесь тому, насколько же оно похоже на ЛГБТ-движение. Возможно, вас удивит и то, что многие идеи, которые возникли в рамках парадигмы нейроразнообразия похожи на те теории и идеи, которые возникли благодаря движению за права ЛГБТ- людей.
Может показаться, что это сходство проникло повсюду. Начиная от постсруктуралистких идей нейроквир, которые фактически возникли из квир-теории и кончая борьбой с общими мифами и предрассудками, которая объединяет ЛГБТ и аутичных активистов.
Так что вы сможете не только помочь родственному движению, а и понаблюдать за тем, как ваши собственные методы и инструменты работают в другом контексте.