Это, наверное, звучит так, как если бы я попросила поговорить о смене времен года и о предназначении тарелок. Казалось бы, об этом уже сказано многое, все знают, что это такое, и тратить время на разговор о такой простой штуке как "привилегии" не имеет смысла.
Мне раньше тоже так казалось. Но когда я стала заниматься активизмом - и аутичным активизмом, и ЛГБТ-активизмом, я поняла что все не так то просто. Даже я сама иногда начинаю путаться в понятиях и стыдиться того, чего стыдиться не следует. Правда стыдиться я начинаю во время очередного приступа обсессивно-компульсивного расстройства, но это помогает мне понять тех людей, которые всерьез считают, что привилегии, которые есть у них - это плохо.
Почему-то очень часто я встречаю, в интернете и вне сети, людей трех типов.
Люди первого типа считают, что они не заслуживают тех привилегий, которые у них есть. Они винят себя в том, что они делают меньше, чем могли бы, чтобы помочь тем, у кого нет того, что есть у них, и чувствуют постоянную внутреннию вину.
Для таких людей характерны высказывания вроде: "Я чувствую, что не имею на это права, если этого нет у других."
"Я знаю людей, которые лучше меня и у которых нет того, что есть у меня. Так что я не заслуживаю того, что у меня есть"
Или: "Если у меня все хорошо, то это неправильно, потому что у других все плохо. Значит и у меня все плохо".
Очень часто люди первого типа слышат в словах о привелегиях скрытое обвинение себе, иногда начинают даже кричать и оправдываться, что они не могли ничего изменить, что они не могли никому помочь, при этом подразумевая то, что они должны помогать другим как нечто само собой разумеющееся. Такие люди редко являются эйблистами или гомофобами, но довольно часто воспринимают слова об эйблизме и гомофобии как личное оскорбление.
У людей второго типа привилегии ассоциируются с чем-то "западным", чуждым российской культуре. Когда начинаешь говорить с такими людьми о привилегиях, в лучшем случае они скажут "раньше такого не было, раньше об этом не говорили и все нормально жили, трудились, и были счастливы". В худшем случае они начнут говорить о том, что русская культура не приемлет такие понятия, о тлетворном влиянии американизации и о "либерастах", продавшихся западу.