Страницы

суббота, 14 ноября 2015 г.

Вероника Беленькая: "Мифы о вторичной аутизации"

Давайте поговорим о вторичной аутизации. Если вы ЛГБТ-аутист, возможно, ранее вы уже натыкались на этот загадочный термин в группах и форумах по аутизму. Возможно, кто-то даже говорил вам, что вы не можете быть настоящим аутистом, вы просто ведете себя аутично из-за вашей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Вы отличаетесь от большинства, вам приходилось скрывать свою ориентацию или гендерную идентичность, или вы сталкивались с непониманием и неприятием со стороны окружающих после камин-аута, вот вы и "зааутичелись".

Абсурдно, не правда ли? Ведь если аутизм - неврологическая особенность, если аутизм - это то, как работает наш мозг, как мы воспринимаем мир, то как можно стать аутистом из-за непонимания окружающих?

Чтобы ответить на эти вопросы и понять, что имеют ввиду те, кто говорят о вторичной аутизации, надо вначале понять что же эта "вторичная аутизация", собственно, обозначает.




Как сказано в  написанной статье с сайта Синдром Аспергера "О самодиагностике", которая написана очень корректно, хоть она и написана на языке общепринятой на данный момент и довольно спорной парадигмы патологии.

"Причины вторичной аутизации заключаются не в расстройстве аутистического спектра, в неблагоприятных условиях детстве: недостатке общения (из-за физической инвалидности, например, ДЦП, и/или частого нахождения в больницах, замкнутом образе жизни семьи, исключительно надомном обучении ребёнка), психологических травмах (насилие в семье, воспитание в детском доме, смерть близких людей, травля со стороны сверстников и т.п.). Иногда она может появиться также из-за транссексуальности или гомосексуальности по причине необходимости скрывать свою подлинную природу в обществе, не очень терпимо отноящемся к подобным особенностям психики.

Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, "модели психического" и социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, а специфических для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам."

Я специально выделила последний абзац курсивом и прошу обратить на него особое внимание. Я не буду подробно писать о том, что я не считаю аутичное понимание эмоций других людей, точнее аутичное непонимание эмоций большинства именно "явные нарушения эмпатии" точно также как я не считаю, к примеру, явными нарушениями эмпатии непонимание культурных особенностей иностранцев. Точно также как я не считаю что у аутичных людей "низкий социальный интеллект", потому что считаю, что социальный интеллект аутичных людей просто другой, и социальный интеллект не-аутистов не является выше, просто потому что они не аутисты, ведь им чаще всего так же сложно понять аутичных людей, как аутичным людям понять нейротипиков. Просто так сложилось, что не-аутичные люди рождаются чаще.

Я упомянула об этом для того, чтобы вы поняли спорность некоторых формулировок последнего абзаца, но не стала их расписывать потому что не это моя главная цель. Моя главная цель - выделить ключевую мысль последнего абзаца. А ключевая мысль в том, что вторичная аутизация не имеет с настоящим аутизмом практически ничего общего. Это либо проблемы с общением, которые, как известно, бывают не только у аутичных людей, либо "странное" поведение из-за недоверчивости и психологической травмы, либо появшаяся интровертность и нежелание общатся. Но мозг этих людей устроен не так, как мозг аутичных людей и их сознание - это сознание не аутистов, их восприятие мира - это восприятие не аутистов. И я считаю сам термин "вторичная аутизация" не совсем корректным.

Во-первых то, что есть "вторичная аутизация" наводит на мысль о том, что должна быть "первичная", т.е. что человек, подвергшийся вторичной аутизации, уже должны был быть аутинчым, что совсем не обязательно, и это может создать путаницу.

 Во-вторых, в этом термине заложено то, что аутизм является чем-то негативным, потому что его используют для описания нежелательной ситуации.

И, наконец, в-третьих, понятие "вторичная аутизация" сводит аутичность всего лишь к одной черте - к несоответсвию социальным нормам большинства в общении или, еще хуже, к интровертности. Последнее представление не только создает путаницу, а и укрепляет распространенный стереотип о том, что все аутичные люди не хотят общаться, что они не могут быть общительными т.е. что все аутичные люди интроверты. Но быть невосприимчивым в социальным нормам, плохо понимать эмоции и невербальные знаки не аутичных людей не означает, что аутичный человек не хочет общаться.
 Многие аутичные люди наоборот очень общительные и в подростковом и детском возрасте часто попадали из-за этого в неудобные и даже опасные ситуации. Некоторые аутичные люди очень общительные, но общаются приемуществено с другими аутичными людьми, у которых такое же понимание общения и та же манера общаться, что и у них; такое общение доставляет им удовольствие, оно не утомляет, как длительное общение с нейротипиками. Есть даже те аутичные люди, которых настолько интересуют другие люди, или которым очень важна их работа, прямо или косвенно связаная с общением (к примеру, чиновничья должность, работа журналиста или телеведущего) что они, научившись вести себя так, как принято в обществе, очень много общаются с нейротипичными людьми и только те, кто хорошо их знает, знает о том, что подобное поведение и подобная манера общения им не свойственна - для них это такое же притворство и такая же часть их работы, как это является частью работы практически всех актеров и практических всех разведчиков; и многие аутичные люди платят за такое притворство усталостью и чувством измотанности, но из-за своих взглядов и интересов просто не могут вести себя иначе. Многие аутичные люди во взрослом возрасте могут казаться нейротипичными, "странности" становятся заметны только при длительном общении. Но идея о том, что все аутичные люди интроверты (т.е. люди, которые не любят общаться с людьми) и/или  что аутичные люди по определению не умеют общаться с людьми и не могут казаться не странными, сама эта идея, которую так часто повторяют, игнорирует опыт всех этих аутичных людей. А это значит, что все эти аутичные люди с точки зрения большинства не настоящие аутисты, что они "придумали себе диагноз" и что у них не может быть аутичных проблем. А значит, если они сталкиваются с проблемами, которые редко бывают у нейротипиков - будь то сенсорные перегрузки, "странное поведение" (например, стимминг) или непонимание какой-либо общественной установки они виноваты сами!
Думаю, теперь понятно почему я так упорно борюсь с утверждениями о том, что все аутисты - интроверты, и все аутисты не могут "общаться нормально". Термин "вторичная аутизация" по отношению к людям, у которых просто проблемы с общением и которые просто не хотят общаться из-за проблем в прошлом укрепляет этот стереотип.

Но тем не менее этот термин существует, как и явление, которое называют "вторичной аутизацией". Поэтому я хотела бы обратить внимание на некоторые вещи, напрямую с ним сязанные:

1) "Вторичная аутизация" действительно существует и она действительно бывает у гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людей. К сожалению мы живем в очень гомофобном обществе, и эти люди часто вынуждены жить в страхе, постоянно притворяться, скрывать свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, врать, следить за тем, чтобы случайно не проговориться, их избивают и насилуют, чтобы "сделать нормальными", их обвиняют в том, какими они родились, с ними отказываются общаться... не удивительно, что эти люди становятся более закрытыми и недоверчивыми. В случае "вторичной аутизации" им нужна помощь грамотного специалиста, помощь друзей и хороших знакомых, которые принимают их такими, какие они есть - и, возможно, через какое-то время психологическая травма пройдет. Иногда на это надо очень много времени. Иногда полностью она не проходит никогда. Иногда она оборачивается внутренней ненавистью и неприятием себя. Иногда она может стать причиной самоубийства.

И если людям, подвергшимся "вторичной аутизации" могут как-то помочь статьи и книги, написанные для аутичных людей (не важно, написаны они специалистами, родителями или самими аутичными людьми) это замечательно! В вопросах общения у людей, которые подверглись "вторичной аутизации" (в том числе и потому, что они ЛГБТ-люди), может быть общий опыт с аутичными людьми, которые тоже зачастую подвергаются травле и дискриминации. И методы преодоления психологической травмы, и способы налаживать отношения с людьми, и способы, которые могут помочь перестать бояться людей, и методы борьбы с дискриминацией... все это может быть общим и для аутичных людей, и для ЛГБТ-людей. У разных стигм и у разных проявлений ксенофобии похожие последствия.
Возможно, некоторым нейротипичным (или просто не-аутичным) ЛГБТ-людям комфортнее чувствовать себя в обществе аутичных людей, в том числе (а в некоторых случаях и особенно) среди аутичных ЛГБТ-людей.

Аутичным ЛГБТ-людям не стоит срываться на своих нейротипичных собратьях, которые, возможно даже говорят о своей "вторичной аутизации" просто потому что аутичных ЛГБТ-людей иногда обвиняют во вторичной аутизации и считают "ненастоящими аутистами". В конце концов, нейротипики не имеют коллективного разума и ЛГБТ-нейротипики не виноваты в том, что делали и говорили другие нейротипики.

2) Несколько раз я сталкивалась с тем, что аутичность ЛГБТ-людей ставится под сомнение и люди (в том числе гетеросексуальные цисгендерные аутисты), начинают сразу говорить о "вторичной аутизации", практически ничего не зная об этом человеке, даже не задавая никаких вопросов. Чаще всего подобные предположения изчезают, как только ЛГБТ-аутист начинает рассказывать о своем опыте и о своем прошлом. Но иногда они остаются достаточно долго. Причин на это много: некоторые люди, интересующиеся вопросами аутизма, сами толком не знают, что значит понятие "вторичная аутизация". Некоторые гетеросексуальные цисгендерные аутисты борются за "чистку рядов", боятся, что стигматизация, которой подвергается ЛГБТ-сообщество, перекинется и на них, если среди аутистов будет слишком много ЛГБТ-людей, и тем более если они будут активны.

Будьте осторожны. Если вы столкнулись с этим, попытайтесь объяснить, что травля, дискриминация и необходимость скрывать часть своей жизни и даже часть своей сущности не может сменить нейротип. Это в принципе невозможно! Какими бы тяжелыми и запутанными ни были отношения человека с другими людьми они вряд ли могут привести к смене сенсорного восприятия, к появлению стимминга, к появлению спец. интересов... И уж точно не могут изменить прошлое человека и сделать его аутичным с детства! Если вы уверены в своей аутичности, не ставьте ее под сомнения из-за невежества других людей или из-за их попыток других людей дискредитировать ваш опыт!

3) Иногда бывает, что неаутичные ЛГБТ-люди из-за появившихся у них проблем с общением действительно могут ошибочно принять себя за аутистов. Обычно неаутичные представители ЛГБТ-сообщества довольно быстро понимают, что их самодиагностика была ошибочной, как только начинают искать больше информации об аутизме, проходят еще несколько тестов по самодиагностике и читают статьи, написанные другими аутичными людьми.